«Приключения Ам Няма». Мультсериал«Приключения Ам Няма». Мультсериал
0+
15:30
«Приключения Ам Няма». Мультсериал
«Мастер Витя и Мотор». Мультсериал«Мастер Витя и Мотор». Мультсериал
0+
16:25
«Мастер Витя и Мотор». Мультсериал
«Турбозавры». Мультсериал«Турбозавры». Мультсериал
0+
17:00
«Турбозавры». Мультсериал

Как научиться составлять рассказ: пошаговый план для младших школьников

«Как дела в школе? Как ребята?» — спрашивает мама. «Ну мы это… норм», — отвечает ребёнок. Многим младшим школьникам трудно рассказать о чём-то, связно изложить события. Вот и написать короткое сочинение тоже пока не получается. Как научиться составлять текст?

Фото: GagliardiPhotography/Shutterstock
Фото: GagliardiPhotography/Shutterstock

Ирина Мизинина, преподаватель, кандидат филологических наук, автор учебных пособий по литературе, русскому и английскому языкам, переводчик
Ирина Мизинина, преподаватель, кандидат филологических наук, автор учебных пособий по литературе, русскому и английскому языкам, переводчик

Что делать если никак не получается составить и написать даже небольшой текст — рассказ или сочинение, например? Скажу сразу, это непростая задача для многих ребят. Но всё же можно и нужно пытаться что-то сделать. И лучше не тянуть, а начинать тренироваться уже в младшей школе, ведь впереди у ребёнка много сочинений, эссе.

Как составить рассказ по картинке

Начнём с подготовительного этапа.

1. Посмотрите на какой-нибудь знакомый предмет и постарайтесь подобрать к нему как можно больше прилагательных. Например, вы видите стул. Он какой? Деревянный или железный? Какого цвета? Старый или новый? Удобный или нет?

2. Затем попробуйте описать с помощью прилагательных что-то такое, чего сейчас вы не видите. Предположим, море. Оно какое? Тёплое или холодное? Какого цвета? А может, оно ласковое, шумное или спокойное? Получается? Дальше можно перейти к более сложным вещам. Зима какая? А весна? Можно попробовать описать какого-то человека.

3. Теперь можно переходить к следующему этапу. Научимся отвечать на вопросы так, чтобы получился связный текст. И помним, что в вопросе часто содержится ответ. Для начала можно в ответе использовать те же слова, что и в вопросе.

Фото: PetiteARTist/Shutterstock
Фото: PetiteARTist/Shutterstock

Возьмем, к примеру, картинку на которой изображены дети, играющие в мяч. Пусть родители попробуют составить к ней вопросы.

  • Что (или кто) изображено на картинке?
  • Что они делают?
  • Во что одеты дети?
  • Где и когда происходит действие?
  • Какое настроение у ребят? Почему ты так думаешь?
  • Понравилась ли тебе эта картинка? Почему?

Кстати, такие картинки-фотографии с вопросами можно найти в учебнике. А если хотите подойти к делу очень серьёзно, то присмотритесь к сборникам для подготовки к итоговому собеседованию в 9 классе (не пугайтесь!) классе. Там таких картинок с вопросами немало. Трудные вопросы можно убрать, оставить лишь те, которые подходят для учеников начальной школы.

Для начала будет хорошо, если вы научитесь отвечать на вопросы целыми предложениями. По одному на каждый вопрос. А начинать следует с маленького вступления:

«Передо мной интересный рисунок (фотография). На н изображены дети. Они играют в мяч. Девочка и мальчик одеты в шорты и футболки. Дело происходит летним днём. Ребятам весело, они смеются. Картинка мне понравилась, потому что поднимает настроение. Я тоже люблю играть с друзьями.»

Если сможете использовать прилагательные (вы же учились это делать!), то это будет очень хорошо. Шорты какие? Футболки какие? Не забудьте закончить получившийся маленький текст предложением о том, понравилась ли вам фотография и почему.

Фото: Lordn/Shutterstock
Фото: Lordn/Shutterstock

4. А в следующий раз немного усложним задачу. Теперь на каждый вопрос нужно будет ответить двумя или даже тремя полными предложениями.

5. Теперь можно попробовать взять картинку и описать е` самостоятельно, не опираясь на вопросы. Конечно, предложения нужно записывать, устная работа здесь не поможет. Ведь мы учимся писать!

Помните, что у текста должно быть вступление (первый абзац, как раз вступительная фраза), затем основная часть (её тоже можно разделить на абзацы) и заключение (ответ на вопрос, понравилась ли вам картинка и почему).

Читайте также:

Как запомнить словарные слова и научиться писать грамотно? 7 подсказок

Дислексия у ребёнка: вовсе он не «издевается» и не «ленится»!

Поделиться:
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти