«Смешарики». Мультсериал«Смешарики». Мультсериал
0+
6:00
«Смешарики». Мультсериал
«Клуб вопросики»«Клуб вопросики»
0+
7:00
«Клуб вопросики»
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
7:05
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)

«Профессии стали смешиваться». Гости программы «О! Дети» рассказали, как помочь ребёнку построить карьеру



Десятый выпуск программы «О! Дети» был посвящен теме профориентации. Какие специальности будут востребованы в будущем? Когда можно начать задумываться о профессии ребёнка? Как помочь ему сделать выбор?

Главный редактор телеканала «О!» Анна Шнайдер и её гости вместе искали ответы на эти и другие актуальные для родителей вопросы. Представляем вам текстовую версию этой дискуссии.

Анна Шнайдер: Здравствуйте, я Анна Шнайдер, главный редактор детского познавательного телеканала «О!». А это программа «О! Дети», наш совместный проект с «Одноклассниками». Мы говорим о воспитании, развитии, образовании детей и приглашаем к диалогу всех, кому это интересно. Так что пишите нам, оставляйте свои комментарии, задавайте вопросы, давайте искать ответы вместе!

Сегодняшняя наша тема — профориентация. Когда нужно задумываться о будущей профессии ребёнка? Чем ему можно помочь? Как новые технологии отражаются на рынке труда? Как познакомить ребёнка со всем многообразием профессий? Давайте искать ответы вместе. Я с удовольствием представляю нашу первую героиню. Ирина Акопян — блогер, основательница и руководитель «Клуба молодых мам» и мама двух очаровательных мальчиков. Ира, здравствуйте, мы очень вам рады.

Вы — профессиональный блогер и не можете не знать, что сейчас об этой профессии мечтает каждый второй ребёнок. Но ведь в вашем детстве не было такой моды. Кем вы мечтали быть, когда вы были ребёнком? И как пришли к этой профессии?

Ирина Акопян: Конечно, в моё время ещё не было такого понятия, мы даже предположить не могли, что в скором будущем блогерство ворвётся в нашу жизнь. Тогда мы мечтали стать учителями, врачами. По крайней мере, я хотела стать учительницей начальных классов. В подростковом возрасте поняла, что я более творческий человек, но в итоге пошла учится на юриста.

Анна Шнайдер: Мечтали об одной профессии, учились на вторую, а стали заниматься третьим. Вас это не смущает?

Ирина Акопян: Меня это абсолютно не смущает, я благодарна своей маме, которая давала мне возможность по-разному себя проявлять и выражать. Когда я пришла в Клуб молодых мам, начала заниматься этим делом, я поняла, что это — моё.

Блогер, основатель руководитель «Клуба молодых мам» Ирина Акопян
Блогер, основатель руководитель «Клуба молодых мам» Ирина Акопян

Анна Шнайдер: Если говорить про выбор профессии с вами как с мамой. Насколько эта тема сейчас актуальна у вас в семье? Вы с мальчишками уже разговариваете про то, какие бывают профессии?

Ирина Акопян: Да, мы разговариваем, но стараемся сильно не акцентировать на этом внимание. Если старший сын затрагивает эту тему, то мы обязательно с ним говорим на эту тему. Буквально две недели назад он заявил, что хочет стать видеоблогером. Я ему сделала аккаунт, он выложил туда видео, как он рассказывает стих. Это было так приятно. Если говорить в серьёзном ключе, то мы заметили, что он любит робототехнику. Если в дальнейшем ему ещё это больше понравится, то мы будем рады. Если он поймёт, что робототехника — не его, то мы настаивать не будем.

Анна Шнайдер: Мы, изучая нашу аудиторию, проводим много социологических исследований. Одна из характеристик наших детей — это смешение разных социальных ролей, в том числе и на уровне профессии. Вас это не смущает?

Ирина Акопян: Мы с супругом отучились, получили дипломы и пошли работать, а уже дальше мы начали искать себя. В предложенном вами формате меня очень устраивает: дети не будут зацикливаться на одном, а, наоборот, будут изучать что-то новое с разных сторон. Я считаю, что не надо бояться, надо искать себя и учиться. В любом случае, дополнительные знания никогда лишними не будут.

Анна Шнайдер: Вопрос мой в том, насколько для вас важен престиж профессии, которую выберет ваш ребёнок?

Ирина Акопян: В нашей семье на этом очень помешан супруг. Он у нас золотой медалист, окончил МГТУ имени Баумана, добился всего сам. Конечно же, он в детях хочет это тоже видеть, но они у нас абсолютно разные. По характеру младшего видно, что он выберет профессию, пойдёт по этому пути, достигнет чего-то. А старший уже и шахматы попробовал, и рисование, и английский, и актёрское мастерство. Он в поиске, и я не хочу его загонять в рамки.

Анна Шнайдер: Ира, я хочу пригласить присоединиться к разговору наших чудесных экспертов. Наталья Юдина — руководитель направления профориентации подростков в проекте «Антирабство». Кирилл Кузнецов — руководитель отдела профориентации центра «Гуманитарные технологии».

Уважаемые эксперты, с какого возраста нужно задумываться о профориентации? Можно ли говорить о профориентации ребёнка, если ему только три года?

Наталья Юдина: Если мы говорим о профориентации как о выборе профессии, то я бы рекомендовала концентрироваться на этом после девятого класса. Это разумно и очень вовремя. Если мы говорим о знакомстве с профессиями, о расширении кругозора ребёнка, то, конечно, это можно начинать с пелёнок, с того, что доступно ребёнку по возрасту, постепенно усложняя информацию.

Анна Шнайдер: То есть дошкольники и школьники младших классов должны знакомиться с разнообразием профессий?

Наталья Юдина: Если мы делим это на этапы, то обычно за основу мы берём школьный возраст. Малыши и младшие школьники — это знакомство, изучение всего, что бывает на свете. Для школьников средних классов — это период расширения информационного кругозора. А начиная с девятого класса, можно уже добавлять более сложную информацию, ездить на взрослые экскурсии, на какие-то отраслевые выставки.

Анна Шнайдер: Кирилл, есть какая-то возрастная особенность?

Руководитель отдела профориентации центра «Гуманитарные технологии» Кирилл Кузнецов
Руководитель отдела профориентации центра «Гуманитарные технологии» Кирилл Кузнецов

Кирилл Кузнецов: Для детей дошкольного возраста основная деятельность — игровая. Причём ближе к школе это уже сюжетно-ролевая игра, то есть они проигрывают какие-то роли, в том числе профессиональные. Вторая часть — это выявление особенностей работы головного мозга ребёнка, то есть пространственная память, мышление. Я согласен с коллегой в том, что осознанный выбор профессии происходит именно в подростковом возрасте. У ребёнка начинается осознание и понимание себя. А до этого — подготовка к этому этапу. В начальной школе есть некоторая вариативность выбора дополнительных занятий. Мой опыт говорит о том, что мы часто стараемся выбрать за ребёнка. Поэтому мы специально разработали методику, которая знакомит с профессиями. Интересно с психолого-педагогической стороны дать ребёнку самому возможность выбрать. Мы понимаем, что в этом возрасте ребёнок совершает выбор безответственно, но это нужно начинать делать. В начальной школе можно начинать готовить, а средней школе — это выбор профиля, а с восьмого по одиннадцатый класс уже нужно выбирать профессию.

Анна Шнайдер: А окончательный выбор профессии — это тесты?

Кирилл Кузнецов: Мы занимаемся разработкой тестов. К сожалению, до сих пор иногда используют устаревшие тесты, потому что его создание — это достаточно длительная и сложная процедура.

Наталья Юдина: Мы тесты используем как дополнительный инструмент. Стараемся уходить от психологической составляющей в область профориентации, потому что это разные вещи. Если мы говорим о тесте как о самостоятельном инструменте, то, конечно, предыдущие наработки уже устарели и с точки зрения вопросов, и с точки зрения результатов. Для тестирования ребёнка я беру два варианта теста — и в 70% случаев я вижу полярные результаты. Поэтому я используют эти тесты для того, чтобы поговорить с ребёнком о его результате. Мы даём возможность ребёнку самому интерпретировать свои тесты.

Анна Шнайдер: Ира, а вы ходите со своими детьми в детские города профессий?

Ирина Акопян: Мы ходили, но ему не понравилось. У него остался такой неприятный осадок, что до сих пор про это вспоминает. Я думаю, что мы через какое-то время снова туда сходим.

Анна Шнайдер: А толк есть, как вы считаете?

Руководитель направления профориентации подростков в проекте «Антирабство» Наталья Юдина
Руководитель направления профориентации подростков в проекте «Антирабство» Наталья Юдина

Наталья Юдина: Если мы говорим про дошкольников и младших школьников, у которых очень большая склонность к игровой деятельности, к познавательному интересу, то это здорово. Но городки не имеют отношение к профориентации. Скорее, это содержательный отдых.

Кирилл Кузнецов: Это очень хороший проект. Всем рекомендую туда ходить вместе с родителями, классом, но называть его профориентацией не совсем точно.

Анна Шнайдер: Скажите, пожалуйста, какими мотивами сегодня пользуются подростки при выборе профессии?

Наталья Юдина: Это один из огромных критериев, очень важных, когда мы уже с ребёнком в подростковом сознательном возрасте говорим о профориентации. Мы, конечно, опираемся на его интерес, на способности, на мотивацию. Я сталкиваюсь с детьми, у которых мотивация очень разная, она зависит от характера ребёнка, его семьи. Но я вижу то, что чаще всего у них эта мотивация присутствует, то есть они могут сформулировать, чего хотят, если не в профессии, то в жизни добиться.

Анна Шнайдер: Кирилл, а вы какие мотивы сегодня замечаете?

Кирилл Кузнецов: Дети находятся в некотором поиске, и они из общества достают ожидания. Понятно, что сейчас принято быть успешным с какими-то внешними атрибутами успеха. То есть желают, чтобы был бизнес или много денег. Профориентация может стать полноценной, когда будут выявлены истинные ценности ребёнка, к чему он стремится, к какому конечному образу. Это очень интересная и длительная работа.

Анна Шнайдер: Ирина, почему вы пошли учиться на юриста? Я знаю, что в то время эта профессия была очень модной.

Ирина Акопян: Да, это было поколение юристов и экономистов. Я вынуждена была идти учиться, потому что я была без российского гражданства. Ещё выбор вузов был очень мал, тогда мы жили в маленьком подмосковном городе. Я не жалею о выборе, кстати. Мне кажется, что юридическая профессия помогает мне по жизни, поэтому я абсолютно не жалею.

Анна Шнайдер: Скажите, пожалуйста, какие профессии сейчас пользуются спросом?

Гости студии «О! Дети»
Гости студии «О! Дети»

Кирилл Кузнецов: Очень интересный вопрос. Нужно понимать, что в регионах есть разные интересы. Например, если в Москве полицейским никто не хочет быть, то в других регионах ребята хотят работать в этой профессии, и вообще военные специальности там очень популярны, потому что они кажутся надёжными. Сейчас эпоха неопределённости: очень быстро появляются новые профессии, старые уходят. Профессия программиста расслоилась на множество узких. Однако профессией учителя, как и раньше интересовались, так и сейчас интересуются. Рабочие специальности сейчас не выбирают, к сожалению. Поэтому проект WorldSkills хорош тем, что в нём ребятам дают возможность попробовать какую-то рабочую специальность.

Наталья Юдина: Мы видим, как волнами меняются профессии и запросы работодателей. Сейчас тенденция есть в том, что отрасли «миксуются» между собой, перемешиваются, и у многих новообразований даже ещё нет названий. Поэтому теперь очень не рекомендуется концентрироваться на какой-то одной узкой профессиональной области. Хорошо бы иметь широкий кругозор в рамках своей профессиональной сферы и владеть кросс-отраслевыми навыками. Естественно, всё, что связано с технологиями. Сейчас такие профессии, как врач и учитель, являются одними из перспективных. Почему? Потому что в меняющемся мире это практически единственные области, в которых можно запланировать свою карьеру.

Анна Шнайдер: Наше время заканчивается, я хочу вас попросить дать советы родителям.

Кирилл Кузнецов: Первое — нужно не бояться отпустить ребёнка в этот нестабильный мир, а второе — нужно поддерживать ребёнка, но оставлять решение за ним.

Ирина Акопян: Я абсолютно с вами согласна и добавлю то, что родители должны уметь приглушать свои амбиции, иногда мы этим вредим.

Наталья Юдина: У меня два главных совета. Первый — не проецировать свои прошлые стереотипы и стандарты на выбор будущей профессии и карьеры ребёнка. И второе — планировать, начиная от общего к частному. Важно ответить на вопросы: что я хочу реализовать? Где я хочу это реализовать? Каким образом я могу это реализовать? Что у меня хорошо получается? Что происходит на рынке труда? И нужно спланировать основное и дополнительное образование, не бояться разных форм.

Анна Шнайдер: Спасибо огромное вам за эту беседу. Наталия Юдина — руководитель направления профориентации подростков в проекте «Антирабство». Ирина Акопян — блогер, основатель «Клуба молодых мам», и Кирилл Кузнецов — руководитель отдела профориентации центра «Гуманитарные технологии».
Это была программа «О! Дети», встретимся ровно через две недели. Тема нашей следующей программы: «Дети и интернет». Не пропустите! Увидимся!

Читайте также:

«Жертвами травли становятся чувствительные дети». Гости программы «О! Дети» рассказали, как правильно бороться с буллингом в школе

6 случайных открытий, которые изменили мир

7 советов, которые помогут вырастить ребенка оптимистом

Как помочь ребёнку побороть неуверенность в себе?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти