«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
7:05
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
«Ум и Хрум». Мультсериал«Ум и Хрум». Мультсериал
0+
9:40
«Ум и Хрум». Мультсериал
Премьера! «Дракошия». МультсериалПремьера! «Дракошия». Мультсериал
0+
10:30
Премьера! «Дракошия». Мультсериал

Как нарисовать дерево: советы, которые помогут ребёнку создать шедевр



Кажется, что научиться рисовать деревья не так уж и сложно, но если ваш юный художник планирует создать настоящий шедевр, одной только техники будет недостаточно. Специально для «О!» детский психолог Светлана Пятницкая не просто написала инструкцию для тех, кто хочет научиться рисовать, но и объяснила, почему стоит обратить внимание на обыденные, казалось бы, вещи, как заинтересовать ребёнка живой природой и где найти вдохновение.

Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста
Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста

Взрослые и дети имеют возможность наблюдать за деревьями в любое время года. Их можно увидеть во дворе рядом с домом, на участке детского сада и территории школы, в парке, роще и вдоль бульваров.

Что рассказать и показать ребёнку?

К 5−6 годам у детей развивается способность анализировать и обобщать воспринимаемые предметы и явления, выделять и сопоставлять их признаки — длину, высоту, ширину, форму. Благодаря этому мы можем научить ребёнка передаче отношений предметов между собой по величине, высоте, толщине. Дети приобретают новые знания: о пространственном положении (вверху, внизу, по сторонам, в середине, справа и слева), о градациях по высоте (выше, ещё выше, самое высокое), по длине (длинные, самые длинные), толщине (толще, тоньше, самый тонкий). Вот почему важно научить ребёнка передавать в рисунке не только общие признаки строения деревьев, но и характерные особенности, присущие разным породам деревьев. Приучайте ребёнка замечать разницу между предметами, сравнивая их.

Виды деревьев и их особенности

Берёза среди деревьев отличается не только цветом коры, но и изяществом, гибкостью ствола, особым расположением ветвей, плавно свисающих вниз.

У яблони короткий разветвлённый ствол и круглая форма кроны.

У ели тяжёлые, опущенные вниз ветви, расположенные по всей длине ствола.

У сосны же ветви раскинуты в стороны, расположены в верхней части ствола.

У дуба мощный широкий ствол, иногда с дуплом, массивные, раскидистые ветви, курчавая крона.

Для наглядности из черной бумаги или картона можно вырезать силуэты деревьев, наклеить их на жёлтый фон и предлагать отгадывать, какому дереву какой силуэт принадлежит. Можно придумывать описательные загадки: у загаданного дерева ветви расположены по всей длине ствола, близко друг к другу. Покажи, о каком силуэте идёт речь?

Как рисовать деревья?

Использование различных изобразительных инструментов позволяет придать наибольшую выразительность рисунку. Помимо акварели и гуаши можно познакомить ребёнка с техникой работы сангиной, пастелью.

Кисти для работы тоже могут быть разными: к примеру, техника рисования жёсткой щетинной кистью позволяет передать в рисунке лёгкость, прозрачность листвы осенних и весенних деревьев — берёзы весной и осенью, яблони весной. Плотную листву деревьев летом можно нарисовать, используя точечную технику — «пуантилизм».

Изображая цветущую яблоню, сирень, черёмуху, можно использовать «тычок» — в колпачок фломастера поместить кусочек поролона от губки или использовать ватную палочку, макать в гуашь на крышке, изображая яблоки или цветы.

При изображении весенних и осенних деревьев можно использовать бумажные штампы (взять клочок бумаги, скомкать, макнуть в краску, прикладывать отрывистыми движениями, оставляя следы кроны дерева), которые позволяют передать прозрачность листвы осенью и весной.

Можно нарисовать ствол дерева, покрыть краской высохший лист, приложить его к стволу и оставить оттиск-крону.

Где искать вдохновение?

Помимо знакомых ребёнку жизненных явлений, хорошо использовать образы сказок и произведений художественной литературы, это усиливает полученные впечатления. Художественное слово позволяет обратить внимание на характерные признаки того или иного дерева, вызывает желание передать красоту и обаяние природы.

Прочитайте цикл стихотворений Ирины Токмаковой «Деревья», стихотворения «Берёза» и «Черёмуха» Сергея Есенина, «Листопад» Ивана Бунина. Стихи могут быть и темой вашего изображения:

«Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный…"

И.Бунин

А прочитав стихотворение Ирины Токмаковой «Ели», можно предложить ребёнку изобразить маленькую ёлочку среди высоких елей.

«Ели на опушке — до небес макушки,

Слушают, молчат, смотрят на внучат.

А внучата — ёлочки, тонкие иголочки

У лесных ворот водят хоровод".

И. Токмакова

К 6−7 годам необходимо учить ребёнка чаще и больше всматриваться в предмет, непрерывно уточнять свои знания. Большое значение имеет соблюдение правильных пропорций — соотношения частей по величине и расположению. В этом возрасте уже можно объяснить ребёнку, что такое дубрава, сосновый бор, берёзовая роща, тайга. Помимо наблюдений в ближайшем сквере можно использовать распечатанные картинки, фотографии, иллюстрации в книгах.

Особое место в обучении детей изображению деревьев занимает знакомство с пейзажной живописью. Эти произведения помогают обогатить представления и впечатления детей о природе родного края. Посетите Государственную Третьяковскую галерею в Москве, прочитайте книгу Андрея Усачёва «Прогулки по Третьяковской галерее» с репродукциями картин.

Найдите и внимательно рассмотрите эти картины:

  • Исаак Левитан «Золотая осень», «Берёзовая роща», «Весна. Большая вода»;

  • Архип Куинджи «Берёзовая роща»;

  • Илья Остроухов «Золотая осень»;

  • Игорь Грабарь «Февральская лазурь», «Берёзовая аллея», «Зимний пейзаж»;

  • Иван Шишкин «Корабельная роща», «Сосны, освещённые солнцем», «На севере диком», «Сосна на скале»;

  • Николай Ромадин «Берендеев лес»;

  • Аркадий Рылов «Зелёный шум».

В стихотворении «Зелёный шум» Андрея Усачёва есть такие строчки:

«Деревья говорят, но не всегда

Мы понимаем их язык зелёный.

Не хватит тут обычного труда

И кропотливой мудрости учёной,

Чтобы понять, о чём шумит листва,

И этот шум перевести в слова…

Художник нужен тут и переводчик,

Чтоб записать ветвей упругий почерк.

Заветный смысл лесного языка

Неведом человечеству пока,

Но может передать художник цветом,

О чём шумят деревья этим летом…"

Желаю вам привить наблюдательность и чуткость к языку деревьев вашим юным художникам.

Читайте также:

6 отличий «технологии» от «труда»

Тест: угадайте, из какой страны Дед Мороз?

Soft skills: 5 навыков будущего

Фото: Rawpixel.com, Billion Photos/ Shutterstock.com

ЭКСПЕРТ:
Светлана Пятницкая
Дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти