Седьмой выпуск программы «О!Дети» был посвящен теме правильного подбора кружка для ребёнка. Как определить, к чему у малыша есть способности? Где найти преподавателя, который сможет их развить? Как много может быть кружков и как часто их можно менять?
Главный редактор телеканала «О!» Анна Шнайдер и её гости вместе искали ответы на эти и другие актуальные для родителей вопросы. Представляем вам текстовую версию этой дискуссии.
Анна Шнайдер: Здравствуйте, я Анна Шнайдер, главный редактор детского познавательного телеканала «О!». А это программа «О! Дети», наш совместный проект с «Одноклассниками». Мы говорим о развитии, образовании и воспитании детей и приглашаем к диалогу всех, кому это интересно. Так что пишите нам, оставляйте свои комментарии, задавайте вопросы, давайте искать ответы вместе!
Сегодня мы обсуждаем, как выбрать кружок для ребёнка. Вторая половина сентября, и дети, и родители адаптировались к школе и к детскому саду, привыкли к новому режиму. Появились силы и возможность осмотреться по сторонам, и выбрать что-то по душе. Что подходит именно вашему ребёнку, сколько должно быть этих кружков? Как часто их можно менять? Давайте искать ответы вместе. Я с удовольствием представляю наших сегодняшних гостей. Основательница, идейный вдохновитель продюсерского центра «Имена Продакшн» Диана Тевосова и психолог, популярный блогер Евгения Воробьёва.
Женя, здравствуйте! Вы как профессиональный человек, знаете все подводные камни, можете указать нам на какие-нибудь сложности в решении этой задачи, обозначить какие-то опасности.
Диана, а вы, с одной стороны, в этом бизнесе, потому что ваше заведение — это центр дополнительного образования. А, с другой стороны, у вас есть свой родительский опыт, потому что вы — мама двух девочек, правильно? Я читала в одном из интервью, что идея сделать свой центр у вас возникла тогда, когда вы не подобрали ничего подходящего для ваших детей. Так ли это? И если так, то что было не так с теми центрами, которые посмотрели? Чем они не подошли? Ведь на рынке так много всего.
Диана Тевосова: Я открывала центр, когда моей старшей девочке было три года. Я ходила, искала и видела, что не все люди в центрах работают согласно своему призванию. Очень много специалистов, которые просто пытаются заработать на этой сфере, и очень мало профессионалов, на самом деле. Когда я открывала компанию, безусловно, я учитывала, чтобы условия у детей были правильные, и были педагоги высоко профессиональные с хорошим опытом. Для меня важен был системный подход к воспитанию ребёнка. Я не очень люблю, когда существуют перекосы — только актёрка, только вокал или хореография. Очень важно системно подходить к ребёнку, тем более, что в младшем возрасте очень сложно определить, к чему именно предрасположен ребёнок. На рынке очень много людей, которые не понимают детскую психологию. Они пытаются детей развлекать. Из-за этого возникают психологические травмы, потом родители обращаются к таким специалистам как Евгения. И люди за головы хватаются, узнавая, в каких условиях проходили занятия. Здесь нужно подходить системно к воспитанию ребёнка и смотреть: действительно ли там профессионалы, отвечают ли они педагогическим требованиям и делают ли они свою работу согласно своему призванию?
Анна Шнайдер: А как вы занимались «экспертизой» детских центров? Есть же множество вариантов: поспрашивать подружек, можно сходить самой в ближайшие центры или посмотреть рейтинги в интернете.
Диана Тевосова: Для меня было принципиально важно, чтобы моего ребёнка не испортили. Когда я говорю про системный подход, я имею в виду то, что детям нужно правильно дать и психологическое образование, и интеллектуальное, и творческое, и духовное. И когда ребёнок станет многогранной, уверенной в себе личностью, наверно тогда можно говорить о том, что я ему помогаю, а дальше он сам выберет, куда ему уйти. Это может быть и актёрское направление, и вокальное, и политическое. Но это не то, что я ему сказала, а это то, что он сам выбрал. А выбрать он сможет тогда, когда я смогу ему в этом помочь на старте. Не я буду свои амбиции «вешать» на ребёнка и говорить, что я так вижу, а он сам внутренне это поймёт. Он попадёт в такую творческую атмосферу, где от него ничего не будут требовать и не просить, но в то же время будут развивать. Сейчас очень много центров, которые, действительно, просто вредят. Нужно сходить посмотреть на детей, пообщаться с родителями, вообще понять, нравится ли вам атмосфера, в которой ребенок будет заниматься.
Анна Шнайдер: Женя, у меня для вас довольно таки философский вопрос, но самый важный на старте, когда родители только подступаются к этой теме. Зачем в принципе детям нужны кружки? Некоторые мои друзья делятся на два крайних лагеря. Один лагерь — это те люди, которые считают, что наша реальность сейчас такова, что кружков должно быть много, иначе он не будет успешным и счастливым. Ко второму лагерю относятся те, которые считают, что много кружков — это забрать детство у ребёнка. Есть и те, которые пытаются в золотой середине что-то отыскать.
Евгения Воробьёва: Когда мы говорим про ребёнка и про выбор различных кружков, мы должны отталкиваться от интересов ребёнка. Даже не от способностей, которые у него есть, а именно от интереса. Отвечая на вопрос: «Зачем ребёнку кружок?», мы говорим про то, чтобы он там мог эмоционально разгружаться, если это ребёнок, который уже ходит в школу, а школа — это всегда стресс, даже детские сады иногда бывают достаточно серьёзным стрессом для ребёнка. То есть кружок — это то место, где ребёнок может отдохнуть, снять какое-то напряжение, заняться чем-то интересным, то есть получить какое-то хорошее, эмоциональное, позитивное подкрепление. Есть действительно два лагеря родителей и третий, который относят к золотой середине. Первые считают, что чем мы больше ребёнка нагрузим, чем у него будет больше возможностей что-то делать, тем он будет успешнее, но по сути такие родители рассматривают ребёнка как инвестицию, как некий проект. Диана правильно сказала, что нужно любить ребёнка и отталкиваться от его интересов, от того, что ему хочется.
Анна Шнайдер: Если ребёнок не хочет, а родители настаивают — это одна история. Я знаю другой подход: если мы ему не предложим такое образование, то он и не узнает, что это существует и давайте-ка мы ему предложим не один кружок. Пусть он узнает, что кроме рисования есть шахматы, что можно ещё петь, а ещё можно на лошади кататься. Может быть посыл с хорошими намерениями.
Евгения Воробьёва: Нужно учитывать два момента. Первый — как ребёнок будет совмещать 25 кружков с учёбой в школе, потому что мы можем не учитывать нагрузку, которая идёт на ребёнка дополнительно. И нужно, чтобы эта нагрузка на ребёнка одновременно распределялась. Если ребёнок будет в стрессе, ему будет не до школы и не до кружков. Второй — про знакомство. Если ребёнку от трёх лет до семи, то ребёнку нужно похватать всё. Это тот возраст, когда у него главный вопрос: «Как?», «Как это или то устроено?». У него могут быть разные интересы. И, действительно, в этом возрасте, может быть, и не стоит ребёнка записывать в художественную школу. Здесь задача родителя состоит в том, чтобы познакомить с разными направлениями. Ребёнок может пробовать разное и бросать, для этого возраста это нормально.
Анна Шнайдер: То есть ребёнок через разные кружки больше понимает про себя самого и про окружающий мир. Для него это способ познания мира.
Диана Тевосова: Хотелось бы добавить насчет одного и другого лагеря. Те родители, которые записывают своего ребёнка на все секции, могут спровоцировать протест малыша. И мы тогда должны понимать, что мы не воспитываем успешную личность, мы воспитываем менеджера среднего звена — это ребёнок-исполнитель. Не нужно ждать того, что он будет самостоятельной личностью. С другой стороны, мне приводят детей, которые занимаются в домашних условиях, с нянями, и малыши не знают элементарных, базовых вещей. Сейчас дети другие, это нужно учитывать. У нас дети сейчас мыслят иначе, у них клиповое мышление, понимаете. Не учитывать это мы не можем. Нужно выбрать такую золотую середину, чтобы учесть и пожелания ребенка.
Анна Шнайдер: Может ребёнка лучше отдавать в спорт? Женя, как вы считаете?
Евгения Воробьёва: Когда мы говорим про спорт, мы говорим про какие-то способности. Если у ребёнка есть способности, то есть смысл замотивировать ребенка, заинтересовать. Тогда интерес и способности дают очень хорошие возможности, перспективу того, что ребёнок чего-то добьётся. Хотя, конечно, когда мы говорим про спорт мы должны учитывать и травмы и то, как ребёнок будет справляться с этим, если он в дальнейшем не сможет этим заниматься. Здесь ребёнка нужно нацеливать не на результат, а на удовольствие от процесса. Это относится ко всему дополнительному образованию. Нужно учитывать то, чтобы у ребёнка не было психологической травмы. Когда мы говорим про сопротивление, заставлять ребёнка или не заставлять — это воля родителя. Иногда же ребёнок может включать сопротивление по конкретным причинам: преподаватель не нравится или с друзьями в секции поругался. Можно договариваться. Допустим, «давай, ты будешь ходить в эту музыкальную школу ещё три-четыре месяца или год». В конце года ты скажешь, точно ты хочешь бросить или нет. За это время внутренние и внешние конфликты уладятся, уравновесятся.
Диана Тевосова: Родитель должен научиться ставить цель перед ребёнком. И в некоторых случаях нельзя у ребёнка идти на поводу — вытаскивать его из образовательного процесса. Ребёнок должен научиться доводить дело до конца. Это процесс, который выстраивается и со стороны педагога, и со стороны семьи. Когда нет мотивации внутри семьи, вырастает ребёнок, который не достигает никаких целей.
Анна Шнайдер: Диана, а для вас важно, чтобы дети, занимающиеся у вас, реализовывались, чтобы их приглашали на какие-то крупные проекты? Насколько это для вас необходимо?
Диана Тевосова: Здесь вопрос именно в духовных ценностях стоит. Условно говоря, важна мотивация ребенка, куда мы идём. Для меня успешность — это не цель, а средство для чего-то более большого и важного. То есть глобальная цель у него должна быть какая-то другая. И тогда это становится частью его характера, это его формирует. Мы объясняем детям, что съёмки и общение с интересными людьми — это опыт, который будет применен для более чего важного. А что это важное мы должны понять и найти. Общество его формирует, но не является самоцелью.
Анна Шнайдер: На что обращать внимание при выборе педагога? Может ли заслуженный артист быть хорошим педагогом?
Диана Тевосова: Для меня очевидно, что не каждый актёр может стать педагогом. Не факт, что актёр большой величины сможет общаться с детьми. Он может даже сказать вещи, которые могут отпугнуть ребёнка. Безусловно, он должен быть педагогом, он должен понимать детскую психологию. Он должен знать, как выходить из простых конфликтных детских ситуаций.
Анна Шнайдер: Сейчас появились центры для семейного времяпровождения. Как вам кажется, Евгения, эти кружки они все-таки больше для одного человека или могут смешиваться?
Евгения Воробьёва: Дети не любят, когда приходят родители. Может быть, это не совсем осознается, но их поведение в группе меняется. Когда родитель приходит в группу к детям, они начинают каждый проигрывать ту программу поведения, которую хотят видеть их родители. И педагог просто может быть шокирован. Хочу дополнить, когда мы говорим про мотивацию ребёнка к кружкам, мы должны смотреть на родителей, чем они интересуются в свободное от работы время.
Анна Шнайдер: По статистике, всего три процента людей определяются со своей профориентацией в детском возрасте. То есть, если ребёнок ходит на кружок, это не означает, что это может стать его профессией. Надо на это обращать внимание родителям?
Диана Тевосова: Когда ребёнок ходит в какие-то творческие секции, он приобретает новые навыки, которые ему могут пригодиться в жизни. Он может стать великим спикером, телеведущим, политиком. Важно, что он станет уверенным в себе, будет чувствовать себя хорошо, не будет ничего бояться. У него будут явные цели, и он эти цели будет достигать. Вот в таком ключе мы воспитываем абсолютно гармоничную личность.
Анна Шнайдер: Женя, как вы считаете?
Евгения Воробьёва: Я соглашусь насчет целей правильных и позитивных, которые, действительно, развивают. И ещё зацикливаться на какой-то конкретной специальности смысла нет. Если мы говорим про развитие, то мы говорим про нейронные связи. Например, в детстве у ребёнка нейронные связи художника, в половое созревание это всё может быстро отсеяться. Есть категории профессий, к которым предрасположенность в раннем возрасте понять невозможно. То есть в 15 лет подросток может сказать: «Я буду программистом», а пять лет ребёнок может, конечно, сказать, но пока способности к программированию у него не будет.
Анна Шнайдер: Я вас правильно поняла, что, скорее, это исключение, чем правило?
Диана Тевосова: Да, но те дети, которые начинают себя пробовать в более раннем возрасте в разных направлениях, они уже к годам 10 знают, кем они хотят стать. Они очень быстро определяются, это становится их устойчивой частью характера. И здесь уже ошибок не будет, понимаете.
Анна Шнайдер: Спасибо вам большое за эту беседу! Евгения Воробьёва — психолог, Диана Тевосова — основательница детского центра «Имена Продакшн», мы говорили о том, как выбрать кружок для ребенка. Сейчас самое-самое время вам понять, будет ли ходить куда-то в этом учебном году ваш ребёнок и успеть записаться туда, где ваш ребенок лучше почувствует себя, найдет новых друзей, получит какой-то новый опыт и знания. А если вам ещё кажется, что вы плохо знаете своего ребёнка, включите ему детский познавательный телеканал «О!», с нами всё становится более понятно. Это была программа «О!Дети», увидимся!
Читайте также:
О! Дети. Выпуск 7. Как выбрать кружок?
О! Дети. Выпуск 6. Школа без стресса: как?
О! Дети. Выпуск 5. Папы разные нужны, папы всякие важны?
О! Дети. Выпуск 4. Нужно ли отправлять ребёнка в лагерь и как его правильно выбрать?