Таба-лапки стремительно вытесняют поп-иты, а родители ещё не успели оправиться от нашествия спиннеров. Стоит ли покупать ребёнку игрушки-антистресс, и действительно ли они помогают детям справляться с сильными эмоциями? Объясняет нейропсихолог Мария Баулина.

Физическая активность способна снижать уровень стресса, поскольку борется с ним на биологическом уровне. «Бей или беги» — так описывали первые исследователи реакции организма в ситуации опасности. Расширенный зрачок, чтобы лучше улавливать движения врага, усиленное сердцебиение, частое дыхание, насыщающее кислородом кровь и мышцы в процессе борьбы — все эти эволюционные приспособления оказываются невостребованными жителями комфортных посёлков и городов.
Источники стресса изменились, и нельзя просто так убежать от рассерженного начальника или ударить невоспитанного пассажира в автобусе. Поэтому физическая активность, хотя и по-прежнему снимает стресс, носит отложенный характер. Одни люди идут в спортзал, другие сажают цветы на даче, а кому-то помогает резиновый «бублик» в кармане, который можно сжимать во время волнения или гнева.
Все эти способы преодоления стресса полезны для взрослых, но не подходят детям.
Малыши нуждаются в защите взрослого: их самая первая, «природная», реакция на дискомфорт — спрятаться за маму или запрыгнуть на руки к папе.
Поэтому самые лучшие «игрушки-антистресс» для ребёнка — это его родители.
Всевозможные сквиши (тянущиеся мягкие игрушки) выполняют другие важные функции:
1. Вытесняют вредные привычки. Вместо того, чтобы грызть ногти или исследовать содержимое носа, ребёнок терзает податливый пластик.
2. Удовлетворяют потребность в двигательной активности. Желание ребёнка попрыгать, побегать или повисеть вниз головой не всегда можно удовлетворить здесь и сейчас. В общественных местах так вести себя не принято, это может быть и опасно. Игрушки-антистресс становятся подходящей мишенью, на которой концентрируются усилия малыша.
3. Помогают справиться со скукой. Например, вместо того, чтобы ковырять дырку в линолеуме в ожидании врача в поликлинике, малыш может направить свою энергию на растягивание трубки-гармошки.
Как игрушки-антистресс помогают развить моторику?
Устройство и фактура игрушек-антистресс способствуют развитию тактильного восприятия ребёнка и тонкой моторики. Когда и как он ещё сможет задействовать две руки, использовать вращательные движения, нажим с разной силой, скоростью и точностью? Не так много детей сейчас занимаются бисероплетением, вышиванием или гончарным делом, чтобы получить подобные навыки.
Мягкость и упругость большинства антистрессовых игрушек обеспечивают максимально плотный контакт с кожей рук и точную обратную связь о результатах движений кисти и пальцев. Поэтому сквиши выступают в роли тренажёров, помогая довести некоторые движения до автоматизма.
Какие полезные движения тренируют сквиши?
1. Умение удерживать карандаш или ручку в течение долгого времени. Без возможности длительно сохранять тонус мышц, а также чередовать расслабление и напряжение во время письма, невозможно выработать ровный и быстрый почерк. Когда-то для тренировки пальцев использовали отщипывание кусочков пластилина или теста, удержание иголки во время шитья и игры со шнуровками. Современные материалы, из которых делают мнущиеся и тянущиеся игрушки, позволяют щипать, тянуть и давить их практически бесконечно, не нарушая целостности.
2. Выполнение бытовых действий. Застёгивание пуговиц и кнопок, открывание крышек, защёлкивание замков — все эти движения так или иначе имитируют манипуляции с игрушками-антистресс.
3. Игра на музыкальных инструментах. Не все дети занимаются музыкой, однако для тех, кто пытается освоить фортепиано или скрипку, опыт взаимодействия со сквишами помогает научиться более тонко различать длительность и силу нажатия на струны или клавиши.
Чтобы антистресс не превратился в антипрогресс
Есть ли какие-то минусы в страсти ребёнка мять и подбрасывать к потолку таба-лапку или растягивать трубу-гармошку?
Пожалуй, стоит обратить внимание на то, какое место занимают эти развлечения среди других игр ребёнка.
Начиная с 3-х лет, у детей активно развивается сюжетно-ролевая игра, помогающая малышу примерить на себя разные социальные роли и правила поведения в тех или иных ситуациях. Чрезмерная привязанность к игрушкам-антистресс способствует застреванию ребёнка на предыдущем этапе развития, который связан с играми, имеющими характер простых манипуляций. Как этого избежать?
1. Включайте сквиши в сюжетно-ролевую игру. Например, «таба-лапка» может быть заколдованной кошкой, которую должна расколдовать добрая фея.
2. Используйте игрушки-антистресс в играх на конструирование, развитие логического и пространственного мышления. Так, труба-гармошка может стать трубой домика из песка. А ещё её можно использовать для измерения и сравнения длины различных предметов. Из «лизуна» можно вылепить ромб или трапецию, объяснив ребёнку различия между этими геометрическими фигурами.
3. Помогайте детям организовать общую игру или устроить соревнование: кто сильнее растянет слайм или быстрее нажмёт на все формы «поп-ита»?
Пытаясь в очередной раз соскрести с потолка какую-нибудь липучую «гадость», подумайте о том, как извлечь пользу из её физических свойств: продемонстрировать какое-то природное явление или наглядно объяснить абстрактное понятие (допустим, «ширина», «плоскость» или «объём»).
Постарайтесь искренне разделить интерес ребёнка к игрушкам-антистресс: разомните, подкиньте потяните. Возможно, вы тоже сможете найти в них источник релаксации и приятных тактильных ощущений.
Читайте также:
5 игрушек из детства родителей, с которыми ребёнку полезно играть и сегодня