«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
7:05
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
«Ум и Хрум». Мультсериал«Ум и Хрум». Мультсериал
0+
9:40
«Ум и Хрум». Мультсериал
Премьера! «Дракошия». МультсериалПремьера! «Дракошия». Мультсериал
0+
10:30
Премьера! «Дракошия». Мультсериал

«Примите интернет как часть нашей жизни»: гости программы «О! Дети» рассказали, как сделать интернет безопасным для детей



Одиннадцатый выпуск программы «О! Дети» был посвящен теме детской безопасности в интернете. С какими угрозами дети сталкиваются в Сети? Что такое интернет-зависимость? Как защититься от кибербуллинга?

Главный редактор телеканала «О!» Анна Шнайдер и её гости вместе искали ответы на эти и другие актуальные для родителей вопросы. Представляем вам текстовую версию этой дискуссии.

Анна Шнайдер: Здравствуйте, я Анна Шнайдер, главный редактор детского познавательного телеканала «О!». А это программа «О! Дети», наш совместный проект с «Одноклассниками». Мы говорим о воспитании, развитии, образовании детей и приглашаем к диалогу всех, кому это интересно. Так что пишите нам, оставляйте свои комментарии, задавайте вопросы, давайте искать ответы вместе!

Сегодняшняя наша тема — «Дети и интернет». С какого возраста можно предлагать ребёнку гаджет? Как избежать зависимости? Что делать, если ребёнок в неё уже попал? Кто в ответе за безопасность? Что сегодня предлагает родителям интернет-индустрия? Какие существуют программы родительского контроля? И насколько они эффективны? Давайте искать ответы вместе.

Я с удовольствием представляю нашу первую гостью. Это мама, которая очень спокойно относится к тому, что её 15-летняя дочь Катя стала самым популярным в нашей стране видеоблогером-подростком. Мама Кати Адушкиной — Дарья Толстова.

Даша, здравствуйте, спасибо, что пришли. Катя завела свой блог, когда ей было 9 лет. Вы помните, как всё началось? Как к вам подошла Катя и сказала, что хочет это делать?

Дарья Толстова: Вы знаете, этот разговор состоялся без моего участия. Они с папой создали в Gmail аккаунт и на YouTube запустили канал Катюша_Адушкина. Мы с папой сказали Кате, что она может делать на канале практически всё, но есть три правила. Первое — никогда не публиковать информацию о том, где живёшь, второе — снимая видео, не выходить за пределы комнаты, третье — друзья не могут распространять личную информацию о тебе. То есть это были вещи, которые касаются конфиденциальной информации.

Анна Шнайдер: Неужели вы и ваш муж никогда не пытались выяснить, что она делает в интернете? Она ведь не только ведёт там свой блог, но и другие видео смотрит, на сайты заходит.

Дарья Толстова: С первого дня, когда она появилась в интернете, у меня были все пароли от её социальных сетей, она это знала. И я уважаю её личное пространство, не было такого, чтобы я заходила и что-то пыталась там найти.

Анна Шнайдер: Вы смотрите блог Кати? Насколько регулярно?

Мама блогера Кати Адушкиной Дарья Толстова
Мама блогера Кати Адушкиной Дарья Толстова

Дарья Толстова: У нас дома есть предварительный просмотр. Мы смотрим, потому что иногда в творческом порыве она может забыть о каких-то важных вещах. Недавно было нарушено правило о нераспространении конфиденциальной информации. Катя опубликовала наш домашний адрес, он был на посылке, которую она показывала.

Анна Шнайдер: Мы недавно изучали детскую аудиторию и выяснили один интересный момент, связанный с диджитал-средой. Раньше человек становился взрослым, когда он начинал сам себя обеспечивать. А сейчас считается, что человек начинает себя чувствовать взрослым в тот момент, когда заводит себе аккаунт в социальной сети. Как считаете, вы отдалились после того, как она завела аккаунт?

Дарья Толстова: Когда она только начинала, мы устраивали недели без гаджетов. Это была хорошая практика до 10 лет. А потом мы нашли другой выход: я тоже пошла туда. Я во всех социальных сетях. Начала параллельно вести аккаунт, чтобы понимать, что это. Я могу позвать её на обед через мессенджер. Я просто пошла туда и призываю родителей не вытаскивать детей оттуда, а быть там вместе с ними.

Анна Шнайдер: Давайте пригласим наших экспертов. У нас сегодня детский психолог Александр Покрышкин и эксперт «Лаборатории Касперского» по детской безопасности в интернете Андрей Сиденко. Уважаемые эксперты, скажите нам, пожалуйста, можно ли сказать, что вопросы безопасности в интернете касаются детей конкретного возраста?

Андрей Сиденко: Мы проводили исследование в 2018 году, в котором участвовали и родители, и дети в возрасте от 7 до 17 лет. Примерно 80% из них уже имеют свои гаджеты, первое, что они устанавливают — это приложения для выхода в социальные сети. Примерно 50% детей в возрасте от 7 до 9 лет уже имеют аккаунты в социальных сетях. Родители знают об этом, но не всегда понимают, что там может происходить. Поскольку это достаточно массовый сегмент, в нём могут быть злоумышленники. Дети могут многого не знать, поэтому им нужно объяснять нормы безопасности при общении в социальных сетях.

Александр Покрышкин: Мне кажется, что очень важно понять, что часть опасности может быть связана не только с общением. Очень часто в интернете может быть ролик с понятным названием, но его содержание будет сильно отличаться.

Анна Шнайдер: С какими опасностями сталкиваются дети в интернете?

Андрей Сиденко: Родители считают, что самое большое зло — это онлайн-игры, которые несут в себе и зависимость, и определённое влияние, и контент, который может не соответствовать вопросам воспитания. А дети называют совсем другое — взрослый контент, который они могут встречать совершенно случайно.

Анна Шнайдер: Александр, а мы, взрослые, не преувеличиваем эту угрозу?

Детский психолог Александр Покрышкин
Детский психолог Александр Покрышкин

Александр Покрышкин: Интернет вошёл в нашу жизнь недавно, поэтому беспокойство сильно преувеличено. Надо понимать, как это работает, чему мы конкретно можем научить детей, как мы можем это контролировать.

Анна Шнайдер: Если мы понимаем перечень этих опасностей, как мы можем учить ребёнка отделять зёрна от плевел?

Александр Покрышкин: Мне же не один раз рассказываем, что нужно мыть руки, мы постоянно об этом напоминаем. Поэтому это не один разговор, это некая культура поведения, как гигиена или этикет.

Анна Шнайдер: Даша, как у вас получается регламентировать время нахождения Кати в интернете? Как вы ставите эти границы?

Дарья Толстова: Всегда в приоритете стоит учёба, хотя в последнее время уже не совсем так, потому что это стало её профессией. Несмотря на это, Катя может заниматься своим любимым делом, если она выспалась и свободна от других дел.

Анна Шнайдер: Андрей, исходя из ваших исследований, сколько дети проводят в интернете?

Андрей Сиденко: Наше исследование показывает, что многие дети скрывают эту цифру. Не говорят, сколько на самом деле они проводят времени в интернете. И это очень большая проблема.

Анна Шнайдер: А чем занимаются, тоже скрывают?

Андрей Сиденко: Соответственно, да. Мне кажется, что к этому, как и к вопросу контроля, нужно подходить по-разному. В каком-то возрасте можно воспользоваться специальными программами, если мы говорим о контентной фильтрации. Иногда нужно действовать двумя способами: техническими средствами и разговором. Где не удаётся договориться, возможно, помогут технические решения, которые ограничивают доступы на сайты, могут фильтровать контент, который попадается случайно.

Эксперт «Лаборатории Касперского» по детской безопасности в интернете Андрей Сиденко
Эксперт «Лаборатории Касперского» по детской безопасности в интернете Андрей Сиденко

Анна Шнайдер: А много сейчас родительских программ на рынке?

Андрей Сиденко: Да, большинство их них можно купить и установить. Также сейчас операционные системы телефона позволяют это сделать. Мне кажется, эффективно совмещать программные средства телефона с теми, которые можно купить и установить.

Анна Шнайдер: Должен ли ребёнок знать, что установлена программа родительского контроля?

Андрей Сиденко: Лучше всего объяснить ребёнку, что благодаря приложению вы всегда будете знать, где он находится, что с ним, какой заряд у него на телефоне.

Анна Шнайдер: Александр, как вы считаете?

Александр Покрышкин: Я согласен с тем, что надо разговаривать. Мы понимаем, что даже если этот вопрос не станет между родителем и ребёнком, но в отношениях это будет некой тайной, которая будет влиять. А если он узнает, то какие последствия могут быть? Нужно понимать, что опыт в детстве влияет на взрослую жизнь. Чтобы избежать такого травматического опыта, он должен об этом знать.

Анна Шнайдер: Почему дети скрывают время, проведённое в интернете, и сайты, на которые они ходят? Они расценивают свою виртуальную площадку как личное пространство?

Александр Покрышкин: Понимание того, что это часть нашей жизни, пока только формируется. Время, проведённое в интернете, можно сравнить с потреблением сахара. Многие знают, что в день килограмм сахара — это много. Любой продукт в большом количестве — это вредно, точно так же и с интернетом.

Анна Шнайдер: Что такое интернет-зависимость?

Александр Покрышкин: Это термин, которые имеет конкретные клинические проявления. Должно быть два признака: большое количество времени, проведённое в Сети, и влияние интернета на отношение ребёнка к окружающему миру. Чтобы понять, зависимость это или нет, нужно качественно это оценить.

Анна Шнайдер: Что показывают исследования? Есть ли проблема интернет-зависимости? Насколько остро она стоит?

Гости студии «О! Дети»
Гости студии «О! Дети»

Андрей Сиденко: Проблема однозначно существует. Если сейчас в Москве спуститься в метро и посмотреть, что там делают люди, то 80% пассажиров будут смотреть в телефон. Понятно, что сейчас телефон позволяет вести большое количество операций: читать почту, смотреть фотографии, переписываться с друзьями. Общение не исчезло, оно поменяло форму. Поэтому это можно называть зависимостью от общения.

Анна Шнайдер: Кибербуллинг — очень серьёзная проблема, которая влияет на самоощущение тех детей и подростков, которые сидят в социальной сети. Что с этим делать?

Александр Покрышкин: Если это всё-таки произошло, очень важно, чтобы взрослые вмешались, помогли заблокировать страницу, закрыть комментарии. Если это идёт от знакомых ребёнка, то нужно останавливать это через разговоры с учителями, с родителями.

Анна Шнайдер: Что можно делать с негативными комментариями технически?

Андрей Сиденко: Нужно понимать, что кибербуллинг — это травля, которая переходит в виртуальную среду. Есть ряд алгоритмов, о которых нужно знать. В первую очередь не отвечать пользователю, заблокировать его, отключить комментарии на определённый период. Если в комментариях есть угроза жизни, здоровью, то нужно обращаться в полицию.

Анна Шнайдер: Что самое главное нужно иметь в виду мамам, чтобы обеспечить безопасность детей в интернете?

Александр Покрышкин: Мне кажется, что к интернету нужно обращаться как к части нашей жизни. Важно понимать, что это дело не одного разговора. Это то, чем нужно постоянно заниматься. Мы должны учить детей, как общаться и вести себя в интернете.

Дарья Толстова: Я бы призывала родителей быть на одной волне с детьми, даже если это сложно. И прежде чем учить детей, нужно самим посмотреть, как это работает — завести аккаунты в социальных сетях.

Андрей Сиденко: В первую очередь я бы посмотрел возможность технических решений, которые обеспечивают безопасность, и поговорил бы с ребёнком. Нужно уметь договариваться и понимать, что ему интересно. Если какие-то случаи настораживают, то вести беседы об этом.

Анна Шнайдер: Я благодарю всех участников нашего разговора. Это была программа «О! Дети». Мы говорили о детской безопасности в интернете. Увидимся через две недели!

Читайте также:

Тест: ваш ребёнок в безопасности, когда он в интернете?

«Профессии стали смешиваться». Гости программы «О! Дети» рассказали, как помочь ребёнку построить карьеру

Как видеоблоги превратились в главное увлечение современных детей

Дети и социальные сети — разрешить или запретить

Образование в интернете: с какого возраста ребенку можно учиться онлайн

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти