Восьмой выпуск программы «Спроси моего папу» прошёл в нашей группе «Вконтакте» 29 ноября. В гостях у «О!» был Владимир Мухин — повар в пятом поколении. Он один из самых известных российских поваров, а его ресторан — единственный в нашей стране входит в двадцатку лучших ресторанов мира. Владимир отвечал на вопросы детей, которые мы целую неделю собирали в социальных сетях. Делимся самыми интересными из них.
Иван, 9 лет: Я смотрел некоторые сериалы, и там шеф-повару часто кричат: «Да, шеф!», «Нет, шеф!» Это правда, вам тоже так кричат?
— Всё правильно, но такого ответа «Нет, шеф!» не существует. У меня на кухне все говорят «Да, шеф!» Потому что в ресторане как в армии: чёткая дисциплина, люди вовремя приходят на работу и выполняют поставленные шефом задачи. На любой вопрос они отвечают «да» — так я могу понять, что они приняли информацию и всё понимают.
Лёша, 12 лет: А вы сами кричите на кухне, бьёте тарелки? Когда-то вы стали самым молодым шеф-поваром в нашей стране. Как вы налаживали отношения с подчинёнными?
— Это сложный процесс коммуникации. Когда ты молодой, тебе нужно завоёвывать внимание каждого члена команды, даже если они старше тебя. Я стал шефом в 21 год. Хм… Тарелки я не бил, но кастрюлю пару раз запускал…
Егор, 7 лет: Шеф-повару нужно чувство юмора? Если да, то зачем?
— Обязательно! Иначе очень тяжело находиться вместе с командой по 14 часов в день. Я люблю шутить, и моя команда такая же. Например, один раз мы сделали нашим официантам помпоны на ботинках из взбитых сливок, а они не видели этого и пошли так в зал к гостям. Это было смешно. В основном у нас добрые шутки, которые помогают поддерживать друг друга.
Святослав, 8 лет: Прочитали, что вы пришли работать на кухню в 12 лет. Как это??? Когда же вы учились в школе?
— Я в то время ещё учился в школе, мне было 12 лет. Во время летних каникул, когда другие ребята гоняли в футбол во дворе, я был на кухне. Я много времени проводил у своего отца, он тоже был поваром, и мне было ужасно интересно всё, что он делает. Он открыл ресторан для меня, чтобы я там всему учился. Именно тогда я начал зарабатывать свои первые деньги, которые потом тратил на мороженое, походы в кино и цветы маме. Это были мимозы, как сейчас помню. Короче говоря, важно помнить всё, что было с нами в детстве. Эти знания мне сейчас очень помогают в кулинарии. Желаю всем молодым запоминать мамины приёмчики, какие-то вкусные штуки, которые она делает, больше задавать вопросов, потому что всю информацию, которую они дают, потом можно использовать. Все уроки бабушки и дедушки я помню и применяю в своей работе.
Коля, 15 лет: Во всех справочниках написано, что вы повар в пятом поколении. Расскажите, что это значит. Кем были ваши прапрабабушки-дедушки? И что от них досталось вам в профессии?
— Да, это правда, я повар в пятом поколении, может быть, даже больше. Мы сейчас занимаемся поисками информации. Первое «колено», которое мы раскопали, это мой прапрапрапрапрадед, который в деревне Студенки Рязанской области выпекал калачи и возил их на лошадях через лес в город. Эта информация сохранилась благодаря моей бабушке, которая вела дневник. Причем калачи дедушка придумал делать очень необычным способом, в виде круассанов. Он учился у французов, когда работал в Измайлово. Французы в то время приезжали в Россию и открывали свои пекарни, для них было очень престижно работать на кухне у русских.
Люба, 11 лет: Есть ли у вас какое-то фирменное семейное блюдо, рецепт которого передается от одного поколения другому?
— Мой дедушка — рыбак, каждые выходные он приносил маленьких карасиков, мы их называли «мелочь». Бабушка брала во-о-т такую большую чугунную сковородку, жарила там этих карасей, брала огромные томаты с грядки, пропускала их через мясорубку и вот этим соком заливала жареную рыбу с луком, травами. Блюдо называлось «мелочь». В воскресенье мы ставили всю эту сковородку на стол, это было ужасно вкусно. Вот такая вот семейная традиция. Еще бабушка пекла хлеб. Мы отламывали куски и макали в эту рыбу с соусом, делали вкусные бутерброды. Кстати, бабушка была известным шеф-поваром и работала тогда, как их принято было называть, в тресте ресторанов и столовых. Звали бабушку Феня (Федосья) Киреевна, её всегда называли по имени-отчеству, даже мы. А на следующий день, если это блюдо оставалось, бабушка варила из него борщ с жареными карасями. И вот такой борщ я готовлю в своем ресторане, только немного улучшил его.
Саша, 7 лет: Можно ли выучиться сразу на шеф-повара? Сколько времени это занимает?
— Приведу пример. Я недавно был в Японии, где учился варить рис у Дзиро Оно. Это известный шеф-повар, который превратил суси в достояние Японии. Я узнал, что повар может работать вместе с ним 10−30 лет и просто варить рис, то есть его не допустят даже резать рыбу! Для меня это круто, потому что японцы очень долго проходят какой-то путь, а в России всё гораздо быстрее. Самое главное — хорошо выучиться на повара, освоить всю базу: соусы, бульоны, научиться правильно готовить гарниры. Я получил высшее образование по специальности «инженер-технолог общественного питания», потому что иногда нужно смотреть на вещи сверху и понимать, например, как устроена морозильная камера, чтобы знать, как её починить, что такое фреон. В ПТУ этому не учат, а в университете — да. В нашей профессии нужно постоянно учиться, даже когда ты уже шеф-повар.
Аня, 11 лет: Я хочу стать шеф-поваром, когда вырасту. Раньше мне казалось, что профессия повара скучная. Но сейчас ресторан всё больше напоминает театр. Дайте мне совет, пожалуйста. Что самое важное — хорошо готовить? Или нужно придумать хорошее шоу с едой?
— Это правда, еда может объединять людей, и у поваров есть огромные возможности: вкус, визуализация, ароматы. Мы работаем с многими человеческими чувствами. Но для меня на первом месте вкус, а подача — на втором. Когда повара показывают мне своё блюдо и просят оценить, закончено оно визуально или нет, я говорю, что сейчас попробую и скажу. Если оно вкусное, то оно закончено. А вообще работа повара очень своеобразная: каждый день тебе приходится работать с критикой. Что-то кому-то не нравится, где-то кому-то пересолено. Но я понял одну прикольную штуку: нужно разговаривать с гостями перед едой. Это просто 70% успеха.
Даша, 7 лет: У повара острый нож. Вы никогда не попадали себе по пальцу?
— Все повара отлично владеют ножами. Они обязательно должны быть острыми. Острым ножом меньше возможности порезаться. Потому что если у тебя правильная техника нарезки, острый нож идеален для этого. Вторая рука, которая придерживает продукт во время резки, всегда должна находиться за лезвием, тогда ты не порежешься. Та, рука, в которой мы держим нож, должна быть всегда сухой и чистой, чтобы нож не скользил.
Денис, 11 лет: Какой у вас любимый завтрак?
— Мой любимый завтрак очень скучный для детей — овсяная каша на воде с зелёным яблоком. Это блюдо мне готовила моя мама.
Филипп, 8 лет: Есть блюдо, которое у вас до сих пор плохо получается? Вот чтобы вы пытались несколько раз его сделать, но всё время недовольны результатом?
— Я всегда недоволен результатом. Я всегда хочу лучше, чем есть на самом деле. Ответ — практика. Нужно увеличить количество повторений, и всё получится. А про блюдо, которое у меня не получается… У меня часто возникают вопросы к сочетанию ингредиентов, а вот сами ингредиенты готовить я умею.
Аня, 11 лет: Когда-то я видела фильм про повара, который работал у французского короля. Так вот, он покончил жизнь самоубийством из-за того, что ужин не успели вовремя приготовить! Объясните, пожалуйста, почему для него это было так важно? И можно ли такую ситуацию представить сегодня?
— Всё зависит от человека и от его отношения к работе, которую он делает. Я вижу себя в этой истории, потому тоже очень ответственно подхожу к своему делу. Нужно всегда обращать внимание на мелочи, которых много в нашей профессии.
Маша, 13 лет: Какие моменты в вашей работе делают вас счастливым?
— Я люблю готовить еду, чем больше я готовлю, тем больше я счастлив. Я счастлив, когда гость съедает блюдо и говорит: «О! Круто!» Люди приходят к нам не только есть, но и впечатляться. Когда гость приходит в ресторан, тратит с нами два часа своего времени и ему это приносит удовольствие, вот тогда я счастлив.
Ваня, 8 лет: Вы чувствуете в себе силы стать лучшим шеф-поваром мира?
— Да, я чувствую в себе силы. Я стану лучшим шеф-поваром в мире!
Читайте также:
Гостем нового выпуска программы «Спроси моего папу» станет спортивный комментатор Георгий Черданцев