Загадка — древнейший жанр народного искусства, который встречается у большинства национальностей. Когда-то с загадки начиналось знакомство ребенка с миром, она была пропуском в мир взрослых, обязательной частью обряда инициации. Необходимо было проявлять смекалку, сообразительность — только такие люди были ценны для племени.
В чем польза отгадывания загадок для современных детей? Загадка — это логическая задача, облеченная в метафорическую форму. Она развивает мышление, воображение, речь, обогащает словарный запас, развивает познавательную мотивацию, интерес к слову. Размышляя над загадкой, ребенок выделяет признаки загаданного предмета или явления и сопоставляет их с известными,
Маленький, беленький
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык.
В ней названы признаки «маленький», «беленький» и точно определено характерное движение — «прыг-прыг» и «тык-тык». Кто может так передвигаться? Про кого можно сказать «маленький», «беленький»? Перебираем известных ребенку животных, обитающих в лесу. Важно найти такого, кто бы подошел по всем названным признакам.
Польза отгадывания загадок — в процессе подбора возможных разгадок. Такое занятие тренирует ум, учит последовательности рассуждений, развивает способности к анализу, формирует умение самостоятельно делать выводы.
Есть загадки, построенные на отрицательном сравнении:
С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
Лыко дерёт,
Да лапти не плетёт.
(Коза)
Ответ такой загадки похож на названные предметы, но имеет и отличительные (не названные) признаки. Но еще интереснее загадки, которые строятся на метафоре — скрытом сравнении. Например, такая:
Маленький шарик под лавкой шарит.
(Мышь)
Нужно не просто соотнести признаки, а установить сходство, на котором строится сравнение. Разгадывание таких загадок знакомит ребенка с многозначностью слов и богатой образностью русского языка, расширяет представление о возможностях употребления слова в переносном значении. Вот еще одна интересная загадка:
Мы, когда идем, стоим,
А стоять умеем лежа.
Даже если убежим,
Мы не двигаемся тоже.
(Часы)
Разгадывая ее, ребенок осознает, кроме основного значения слова «идти» («передвигаться»), переносное — «действие механизма». Конечно, эти значения слова ребенок мог знать и раньше, но в загадке они воспринимаются в сопоставлении, вызывают удивление, интерес к слову.
Вот несколько советов, которые помогут сделать отгадывание загадок интересным семейным занятием.
- Чтобы отгадывание загадок сопровождалось рассуждением и доказательством, ставьте перед ребенком конкретную задачу: не просто отгадать, а доказать, что ответ верный.
- Для детей младшего дошкольного возраста предложите в качестве зрительной опоры рисунки отгадок. Сравните загаданные признаки и иллюстрацию. Дети постарше уже могут воспринимать загадку на слух. Повторите загадку несколько раз, чтобы лучше запомнить. Задавая вопросы, помогите ребенку выделить загаданные признаки, установить связи между ними, понять, как построена загадка — на прямом описании, на отрицании, на скрытом сравнении.
- Если ребенок затрудняется с ответом, помогите ему наводящими вопросами построить ход рассуждения и сделать вывод. Подсказки лишают ребенка возможности размышлять над отгадкой самому, постепенно ребенок привыкнет к готовым ответам и потеряет интерес к загадкам.
- Загадывайте загадки про вещи, которые ребенку знакомы.
- Развивайте любознательность ребенка с помощью загадки.
Например, перед прогулкой в парке загадайте такую загадку:
Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
А во время прогулки направляйте внимание ребенка, рассуждайте вместе. Так же можно знакомиться с бытовыми предметами, явлениями природы.
Несмотря на то, что сегодня для детей предлагается масса развивающих программ, игр, загадка не утрачивает значения для развития и воспитания ребенка. Загадка способна пробудить любознательность, внимание к миру, любовь к языку.
Обязательно познакомьте ребенка с загадкой!
Фото: ESB Professional/gpointstudio/Shutterstock.com