«Ум и Хрум». Мультсериал«Ум и Хрум». Мультсериал
0+
11:45
«Ум и Хрум». Мультсериал
«Бодо Бородо. Путешествия». Мультсериал«Бодо Бородо. Путешествия». Мультсериал
0+
14:20
«Бодо Бородо. Путешествия». Мультсериал
«Бука. Моё любимое чудище» (С субтитрами)«Бука. Моё любимое чудище» (С субтитрами)
6+
17:00
«Бука. Моё любимое чудище» (С субтитрами)

Как научить ребенка читать



Для того чтобы ребенок легко научился читать, родителям придется соблюсти несколько обязательных условий. Прежде всего необходимо убедиться, что ваш ребенок понимает разницу между звуком и буквой, что он различает гласные и согласные звуки, умеет находить гласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки в произносимых словах. Особенность русского алфавита состоит в том, что в нем очень мало букв, обозначающих только один звук, и механизм управления чтением осложняется необходимостью определять твердость-мягкость согласных звуков, входящих в слог.

От ребенка требуется осознанное выполнение следующего действия: «Видишь букву согласного звука — не произноси её звукового значения, а смотри на следующую за ней букву гласного. Если это буквы А, О, У, Ы, Э, то буква согласного обозначает твёрдый звук, если это буквы Я, Е, Ё, Ю, И, то буква согласного обозначает мягкий звук». То есть при чтении слогов типа МА-МЯ, МУ-МЮ (при определении твердости-мягкости согласного звука, обозначенного буквой согласного) следует ориентироваться на следующую за буквой согласного букву гласного. В этом случае для ребенка крайне важно сформировать так называемый механизм упреждения, ориентировки.

В этом вам поможет работа с наглядным пособием Абак: это картонка с прорезанными в ней четырьмя окошками, в которые вставляются полоски плотной бумаги с вертикально написанными буквами гласных и согласных соответственно. Буквы гласных могут быть изображены красными, а буквы согласных — черными. Полоски вставляются в окошки в таком порядке: буквы согласных — буквы гласных — буквы согласных — буквы гласных.

Сначала дети работают с двумя полосками (слог), порядок движения полосок постоянно меняется, чтобы избежать заучивания. Образуются всевозможные слоги, и каждый раз дети указывают (произносят), какой звук обозначает буква согласного. Затем вставляются еще две полоски, и дети получают первое целое слово, например, МАМА. Передвигая последнюю полоску, они изменяют конечную букву гласного, получают и прочитывают: МАМУ, МАМЫ, МАМЕ. Начинать приобщение ребенка к чтению мы советуем сразу после того, как вы научили его нескольким буквам.

Вот еще несколько упражнений, которые помогут в обучении чтению.

«Слог и слово»

Отрабатывается навык быстрого чтения: читают сначала медленно, потом быстро, читая целыми словами.

Пример:

Пол — бор — бурав — пила
Хлоп — лоб — клоп — раб.

«Имена»

Чтение сначала по слогам, потом целыми словами. Многоточие означает, что можно продолжить ряд имен с данной буквы. Формируется логическое мышление.

Пример:

Рита — Рая — Рома — …

«Чистоговорки»

Читаются медленно, потом быстро. Отрабатывается навык правильного и чёткого произношения слов.

Пример:

Бы-бы-бы — ищем мы в лесу грибы
Бе-бе-бе — в гости мы идем к тебе
Би-би-би — поскорей дрова руби.

«Кто больше?»

Предлагается игра: из одного слова составить как можно больше новых слов. Проводится в паре или группе. Расширяется кругозор, пополняется словарный запас.

Пример:

Колесо: сокол — лес — и т.д.

«Наоборот»

Знакомство с палиндромами — словами и предложениями, которые читаются слева направо и справа налево.

Дети лучше запоминают буквы, представленные в наглядно-образной форме, поэтому рисуйте буквы в разных образах, лепите их из пластилина, выкладывайте из подручных средств, например, из ниток, веревок, пуговок, счетных палочек. И не теряйте терпения, у вас все получится!

Фото: Tomsickova Tatyana/Lordn/Shutterstock.com

ЭКСПЕРТ:
Издательство «Просвещение»
эксперт в сфере образования.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти