Что такое буллинг? Чем он отличается от обычной ссоры одноклассников и как его можно остановить? А, может, дети сами разберутся? Мы спросили у психолога Светланы Филяевой.
Когда речь заходит о буллинге в школе, травле, часто можно услышать от взрослых: «Ну подумаешь, дети поссорились! Мы в детстве тоже дрались. Не надо вмешиваться в их дела: должны сами справляться».
Как отличить обычный конфликт от опасного буллинга?
Младшие школьники ещё не очень регулируют свои эмоции, поэтому могут толкнуть, стукнуть — это часть мира детства. Так дети (точнее, в том числе и так тоже) учатся видеть другие точки зрения, договариваться. Это нормально.
Если ребёнок приходит из школы расстроенный и жалуется на вредного Артёма, который толкнул, или вам звонит классный руководитель и говорит, что ваша Таня стукнула девочку, это ещё не значит, что кто-то из участников происшествия находится в тяжёлой токсичной ситуации. Надо поговорить с ребёнком, разобраться, дать советы, как помириться — это обычная часть жизни.
Какие признаки отличают именно буллинг?
· Как правило, на роль жертвы выбирается один человек. Против него кто-то объединяется.
· Травля, которой подвергается жертва, — это не ссора из-за чего-то, по какой-то реальной причине. Её основной посыл — «Хочу, чтобы тебя не было вообще. Ты мне не нравишься». Да, можно придумать повод — сочинить унизительное прозвище, высмеять и преувеличить физические особенности, но на самом деле реальных причин у буллинга нет никаких.
· Одним участникам всегда весело и интересно, а другому печально, обидно, тяжело, стыдно, он чувствует себя одиноким.
Почему продолжается травля?
Вот очень характерный случай из практики.
Мама девочки 9-ти лет обратилась с тем, что дочка не может завести друзей в школе, что она слишком чувствительна, всё время всё преувеличивает. Мама была раздражена, недовольна поведением девочки: та постоянно ноет. Дочка жаловалась, что есть 2−3 девочки, которые её достают, таскают вещи из её ранца и прячут. Мама уверена, что они на самом деле хотят с ней дружить: они с ней играют, а она не понимает и обижается.
А когда я стала разговаривать с девочкой, выяснилось, что такая ситуация длится ещё с предыдущего класса. Они не только крадут вещи, но и толкают, щиплют, кусают, стащили тетрадь с домашним заданием (и девочка так плакала, что учительница посочувствовала и не поставила двойку). «Я не могу на перемене посидеть спокойно и почитать, потому что всё время жду, что они что-то сделают».
Я спросила: «А тебе нравится играть в эти игры? Тебе весело?» Она сказала: «Нет, мне грустно, я часто плачу. Весело им!»
Мы видим здесь признаки буллинга:
- одному плохо,
- несколько объединяются против него,
- придумывают унизительные прозвища и такие «игры», в которые не хочется играть.
И тогда мама задумалась, попробовала посмотреть на ситуацию с другой стороны и пошла разговаривать с классной руководительницей. Оказалось, та в курсе, она видела, что девочки травят одноклассницу, но сказала: «Я вообще с этим классом не справляюсь, мне тяжело, здесь почти все девочки хулиганки. Но попробую что-нибудь сделать».
И вот здесь видим корень проблемы: взрослые были в курсе, и никто ничего не делал. Мама и учительница знали, но не придали значения.
Взрослые и буллинг в школе
Важно понять, что маленькие дети в начальной школе пробуют разное поведение. И если ребёнок, который начинает агрессивно обращаться с другими, знает, что взрослые это видят и не реагируют, он получает сигнал: всё ок, значит, так можно, это же весело.
На стороне буллинга всегда молчаливое соучастие взрослого.
Главное орудие, опора против травли и буллинга — это адекватная реакция взрослых, родителей и педагогов. Взрослых, которые составляют близкое окружение ребёнка.
Одна из проблем в том, что часто сам факт травли, повторяющиеся эпизоды или неизвестны родителям или те не придают им значения.
Самое главное — пролить свет на происходящее, дать огласку, назвать вещи своими именами, обратить внимание, включиться.
О том, к каким тяжёлым последствиям может привести замалчивание, отсутствие поддержки, я уже говорила здесь.
Почему дети не рассказывают о травле?
Узнать о травле бывает не просто, особенно если сам ребёнок ничего не говорит. Почему же молчит?
1. Ответ бывает таким: «Не хочу быть стукачом». «Ябед никто не любит» или «мне сказали, что если донесешь, тебе будет хуже».
Тут важно, чтобы взрослый обязательно транслировал: если видишь, что с тобой или с кем-то поступают несправедливо, надо рассказать. Зло нужно пресекать, а это могут сделать только взрослые, потому что дети не всегда могут с этим справиться.
2. Бывает, ребёнок считает, что он действительно виноват, что в каком-то смысле не достоин дружбы и хорошего обращения. И поэтому молчит и терпит. Или начинает вступать с агрессором в коммуникацию, смеётся шуткам над собой, приносит конфеты, игрушки, старается задобрить, он хочет, чтобы его полюбили.
И здесь совет родителям: невероятно важно дать понять, что дружбу не нужно покупать или заслуживать деньгами, услугами, делать домашку за кого-то, прикрывать чьи-то неблаговидные поступки. Друг — он появляется потому, что вы друг другу нравитесь, вам классно, интересно. Каждый человек ценен и если ты видишь, что в классе с тобой никто не дружит, то смотри: у тебя есть друзья на секции, у тебя есть друзья в художке, у тебя есть друзья — соседи. Они есть, ты же не заслуживал их дружбу! Это важный психологический момент в самооценке ребёнка.
Полезные книги для профилактики буллинга
Родителям в разговоре с ребёнком про общение, про то, что мы должны уважать себя и других, что иногда нужно бороться за свое мнение, очень помогут книги.
Собрала несколько, в которых описываются ситуации, которые часто встречаются в жизни. Есть и подсказки родителям и детям, что делать, если что-то такое происходит.
- «Брусничный холм» Анастасии Разумовой. Девочка Маруся «отдыхает» в детском оздоровительном лагере, где ей совсем не сладко. Рядом деревня, где живёт Берта. Она тоже не любит этот лагерь, потому что дети оттуда вечно кричат ей что-то обидное. Они знакомятся. Пойдя на хитрость, Берта забирает Марусю из лагеря к себе… Здесь мы видим важную фигуру поддерживающего, понимающего взрослого. И понимаем, как важно иногда спрашивать «как ты?»
- «Помидор, вождь краснокожих» Анник Массон. История про Оскара, который родился румяным, можно сказать, красным, как помидор. В детском саду трудностей не было, а вот в школе над ним стали потешаться: «помидор ушастый!» И вот уже его румянец кажется ему жутко уродливым…
- «Верлен» Елены Храбровой. Сказка про того, кто не похож на других: он же хамелеон! У него даже глазки смотрят в разные стороны. Поэтому все вечно подозревают его в двуличности… Но однажды он сумел предотвратить преступление. И стал работать охранником в музее, потому что может смотреть сразу на все мониторы. Совет: если видите, что ребёнок не вписывается, но у него что-то хорошо получается, помогите ему выйти в пространство, где он будет востребован.
- «Моё сердце прыгает и смеётся» Русе Лагеркранц. История из серии книг о девочке Дюнне. В школе у неё много друзей, отличная учительница. Но тут две девочки начинают дразнить Дюнне, а она не понимает, как себя вести. Однажды она даёт отпор, но всё заканчивается скандалом. Во всём обвинили Дюнне, но потом папа увидел у неё синяки и поговорил с учительницей. А та — со всем классом. Вот пример того, как быстро можно закончить попытки травли.
3 полезные книги для взрослых
Они введут в курс дела и помогут разобраться:
1. Светлана Моторина «Травля. Со взрослыми согласовано. 40 реальных историй школьной травли»
2. Барбара Колорозо «Травля: как искоренить насилие и создать общество, где будет больше доброты»
4. И классика — «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Адель Фарбер и Элейн Мазлиш.
Читайте также:
Буллинг в детском саду. Травля или просто игра?
Это настоящая дружба или нет? 6 типов токсичных друзей
Эмоции, дружба, общение: 7 книг, которые научат ребенка лучше понимать себя и других