«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
13:15
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
«Ум и Хрум». Мультсериал«Ум и Хрум». Мультсериал
0+
15:35
«Ум и Хрум». Мультсериал
«Эмми и Гуру. Уроки природы»«Эмми и Гуру. Уроки природы»
0+
16:25
«Эмми и Гуру. Уроки природы»

Уроки доброты: как говорить с ребенком об особенных детях




Маленький человек каждый день совершает открытия и узнает мир в его многообразии. И однажды он увидит, что в этом мире есть девочки и мальчики, отличающиеся от него, — те, кого мы, взрослые, называем детьми с особенностями развития. Как говорить с ребенком о таких детях? Как научить его правильно к ним относиться и что значит «правильно» в этом случае? На эту непростую, но очень важную тему, требующую особо деликатного подхода, рассуждает детский психолог Светлана Пятницкая.

Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста
Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста

Дети и толерантность

Воспитание гуманных чувств и отношений — процесс сложный и противоречивый. Умение сочувствовать, сорадоваться, сопереживать в возрасте от рождения до школы лишь закладывается. Вместе с тем ребенок дошкольного возраста открыт к такого рода отношениям.

Родителям следует помнить о том, что в своих высказываниях дети бывают слишком строги, даже жестоки по отношению к тем, кто отличается от них внешностью, поведением, внутренним миром. С одной стороны, взрослые должны принимать во внимание детский максимализм. С другой — приучать детей быть более терпимыми друг к другу, воспитывать в них толерантность, то есть терпимость к чужому образу жизни, мировоззрению, обычаям, поведению.

Как воспитать в ребенке толерантность и эмпатию? Для этого желательно использовать практические методы, которые позволяют научить малыша способам действий. Но прежде чем рассказать об этом, я хочу заострить внимание родителей на одном очень важном аспекте.

Любые наши советы и указания детям не приводят к результатам, если мы сами не ведем себя соответственно. Если мы хотим, чтобы наши дочери и сыновья не только на словах, но и на деле терпимо относились к тем, кто отличается от них, мы сами должны проявлять эту терпимость. Невозможно научить ребенка способам такого поведения, если мы не показываем ему пример для подражания, а только говорим, что надо принимать других людей с их особенностями.

Кроме того, нельзя раз и навсегда заложить в ребенке толерантность, если он не принимает сам себя, со всеми своими плюсами и минусами, особенностями и чертами характера. Очень важно, чтобы он был эмпатичен в первую очередь по отношению к самому себе, и чтобы его принимали родители. Только тогда он сможет быть искренним к другим, принимать и понимать их.

Важно создавать условия для проявления нравственных качеств, терпимости и эмпатии, в отношении друг друга и остальных людей. Как это делать?

Отвечайте на прямые вопросы честно

Нередко дети застают нас врасплох вопросами: «А почему этот мальчик едет на коляске?», «Зачем этот ребенок опирается на палку?», «Почему эта девочка не говорит и странно двигается?» Обычно родителей это приводит в замешательство. Нам становится неловко, что эти самые дети, о которых идет речь, и их родители услышали этот вопрос, мы прячем глаза, стараемся перевести тему, бурчим что-то невнятное.

Что можно сказать: «Такое бывает: у человека мог произойти несчастный случай — он упал и повредил какую-то часть тела. Теперь ему необходима помощь для того, чтобы передвигаться. Если его ноги перестали его слушаться, он использует коляску или трость, чтобы иметь возможность передвигаться»; «Когда малыши появляются на свет, они не могут ходить, им приходится со временем учиться делать свои первые шаги. Эта девочка не может научиться ходить так, как ты, потому что так устроен ее организм».

Проявляйте доброту

Очень важно на собственном примере показывать и разъяснять, как можно выражать сочувствие, сопереживание, отзывчивость и доброту к окружающим людям, природе, себе самому. Какие у вас отношения в семье, видит ли ребенок, что мама и папа добры друг к другу? Уважительно ли вы общаетесь с пожилыми родственниками?

Действуйте соответственно возрасту ребенка

Если вашему малышу нет и года, очень важно демонстрировать по отношению к нему любовь и заботу, употреблять ласковые слова, хвалить, обучать способам проявления доброжелательности (улыбаться) и способам сочувствия и внимания (здороваться, прощаться, благодарить за проявленную заботу, пожалеть плачущего). Безусловно, это нужно делать в любом возрасте, но именно в ранний период все это особенно важно.

В период от года до трех ребенок восприимчив к оценке взрослого и быстро усваивает, что вызывает положительную и отрицательную реакцию мамы или папы. Будьте последовательны и открыты в выражении чувств.

В 4−5 лет у ребенка происходит постепенное осознание нравственных ценностей. Полезно предлагать ему искать ответы на такие вопросы: «Посмотри на этого человека. Как ты думаешь, почему он грустит? Как можно его успокоить?»

Не менее полезным будет и поиск решения таких вербальных логических задач: «Как бы ты поступил, если бы увидел на улице человека, который не умеет ходить или говорить?»

В 6−7 лет детям становятся доступны этические беседы на основе литературных и произведений искусства. Ребенок способен понять, что может испытывать, чувствовать другой человек. Обращайтесь к его собственному опыту: «Помнишь, как ты почувствовал себя белой вороной, когда проявил свою точку зрения? Люди с особенностями могут испытывать нечто подобное. Как можно помочь смягчить их непохожесть на остальных? Как можно сделать так, чтобы они не ощущали эту разницу очень остро?»

Подберите материал

Попробуйте организовывать педагогические ситуации, в которых ребенок будет упражняться в положительном проявлении: читать книги и смотреть фильмы, обсуждая прочитанное и увиденное. Дети живо воспринимают мораль художественных произведений. Они способны к оценке поступков героев, если те ясно и однозначно выражают свою позицию.


Говорите об условности нормы

Норма — понятие подвижное, изменчивое, условное. Мы привыкли, что все люди имеют одну голову, две руки, две ноги. Все, что отличается, вызывает у нас удивление, иногда шок, раздражение. Это касается и таких категорий, как красота. В каждом историческом периоде были свои представления о прекрасном. Посмотрите, например, на картину Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем» и обратитесь к полотнам других художников, где изображены пышнотелые женщины. Поясните ребенку, что раньше именно они считались самыми красивыми. Спустя какое-то время первыми красавицами стали худые девушки. Так менялись представления о норме.

История знала времена, когда инаковость оказывалась очень опасной. Люди с выдающимися способностями, которые отличались от представлений большинства, в лучшем случае не принимались обществом, порицались, в худшем — сжигались на костре. Одно время считалось, что Земля лежит на спинах слонов, а те стоят на китах. Сейчас кажется смешным, что кто-то так думал, и даже не верится, что за идею о том, что Земля круглая, можно было поплатиться жизнью. Об этом тоже стоит рассказать малышу.

Обратитесь к кино и книгам

Я очень советую всем родителям и людям, работающим с детьми, посмотреть документальный фильм Ольги Арлаускас «Клеймо». Снимавшийся там фотограф Владимир Мишуков говорит следующее: «Изначально есть неверное отношение к человеку. Отношение строится на сугубо внешнем определении. Ребенку, когда он рождается, начинают объяснять, что такое человек: „Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек“. Описание человека для ребенка — голова, две руки, туловище, две ноги. Мне кажется, не с этого надо начинать. И надо быть готовым, что у человека может быть и три руки, и одна рука. И голова как-то по-другому устроена. Начинать нужно говорить с того, что это душа… Сердце, заключенное в определенную оболочку, которая может быть очень разной».

Очень хороший художественный фильм — «Чудо» с Джулией Робертс по книге Ракель Паласио. Картина рассказывает о паре, у которой рождается особенный ребенок.

Существует немало прекрасных детских книг, которые помогают воспитать в малышах терпимость, эмпатию и просто доброту. Я рекомендую следующие произведения: «Что случилось с крокодилом» Марины Москвиной, «Гражданин, гражданка и маленькая обезьянка» Ким Фупс Окесон и Эвы Эриксон, «Невидимый слон» Анны Анисимовой, «Я слышу» Ирины Зартайской, «Привет, давай поговорим» Шэрон Дрейпер.

Есть много способов научить ребенка правильно относиться к людям, в том числе и детям, с особенностями, то есть не бояться их, не чувствовать и не демонстрировать пренебрежения и быть терпимым. Важно, чтобы и вы сами были толерантны, эмпатичны и служили для ребенка примером.

Читайте также:

3 совета, которые помогут вырастить вежливого ребенка

Личный опыт: мой ребенок дерется

Буллинг растет там, где его «кормят»: 7 способов справиться с травлей в школе

Фото: Julia Zavalishina/Yuganov Konstantin/Evgeny Atamanenko/Shutterstock.com

ЭКСПЕРТ:
Светлана Пятницкая
Дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти