«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
7:05
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
Премьера! «Поля, Тим и Лёва». МультсериалПремьера! «Поля, Тим и Лёва». Мультсериал
0+
9:40
Премьера! «Поля, Тим и Лёва». Мультсериал
«Турбозавры. Перезагрузка». Мультсериал«Турбозавры. Перезагрузка». Мультсериал
0+
10:30
«Турбозавры. Перезагрузка». Мультсериал

Навыки будущего: что должен знать и уметь каждый ребенок?



Мир меняется, и меняется все быстрее. Знания устаревают, профессии исчезают и появляются, новые технологии меняют привычные нам процессы так быстро, что строить прогнозы больше чем на три года рискованно, а больше чем на пять лет — бессмысленно. И от этого становится еще интереснее — что же ждет нас впереди? И как в условиях неясного будущего смогут найти себя наши дети? Ответы на эти вопросы ищите в новой совместной колонке эксперта «О!», доктора психологии и автора книг о развитии эмоционального интеллекта Виктории Шиманской, и разработчика программ проектного обучения Анастасии Энгель.

Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта
Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта
Анастасия Энгель, разработчик программ проектного обучения
Анастасия Энгель, разработчик программ проектного обучения

Меняется мир — меняются роли

По статистике Оксфордского университета, к 2020 году 35% людей в мире останутся без работы, потому что их профессии станут не нужны. Одновременно с этим прогнозируется нехватка 50 млн человек, которые будут достаточно квалифицированы для решения актуальных задач. Дело в том, что в силу развития технологий все больше рутинных процессов можно автоматизировать, они перестают требовать выполнения действий человеком. Сегодня уже есть рабочие прототипы роботов-официантов, роботов-продавцов, программ-риелторов и даже роботов-учителей.

Что остается человеку? Творчество! В мире, где все заранее понятные процессы можно поручить машинам, будут востребованы те люди, которые умеют находить решения новым задачам, прокладывать новые пути и работать сообща, опираясь на эмоциональные связи — то есть делать те вещи, которые пока не поддаются автоматизации.

От получения знаний к моделям познания

По прогнозам экспертов, представитель поколения Z сменит область своей профессиональной деятельности в среднем семь раз за жизнь. Скорость жизни уже не соотносится с работой на всю жизнь. Это говорит о том, что для того чтобы стать востребованным профессионалом, недостаточно выучить набор предметов по специальности и сдать квалификационный экзамен.

Сегодня обучение становится делом всей жизни, а к информации есть мгновенный доступ. Поэтому на первый план выходит не передача самих знаний, а скорее моделей познаний — способов получения новых знаний. Например, на вопрос ребенка: «Какая на улице температура?» — мы можем:

  • просто ответить сколько градусов;

  • предложить посмотреть на термометр и узнать ответ самому;

  • предложить выглянуть в окно, чтобы почувствовать на себе примерную температуру;

  • предложить посмотреть погоду в прогнозе погоды.

Все это разные способы получения информации, ключи к дверям, за которыми прячутся необходимые знания. И чем больше ключей мы передадим ребенку, тем больше дверей он сможет для себя открыть. Если говорить проще, то один из ключевых навыков XXI века — это умение эффективно учиться. Поэтому развивать внимание, память и умение переключаться между разными типами мышления важно и взрослым, и детям. Какие еще ключевые умения помогут добиться успеха в профессии, даже если «правила игры» постоянно меняются?

Социально-эмоциональная компетентность

Роботы и программы пока не научились строить глубокие эмоциональные отношения и понимать чувства людей — это задача человека. Множество исследований доказывают, что именно качество отношений между людьми больше всего определяет счастье и успех каждого из нас. Именно поэтому сегодня самые крупные мировые корпорации начали уделять особое внимание уровню EQ среди своих сотрудников.

Эмоциональный интеллект — это умение понимать свои и чужие эмоции и умение управлять ими. Этот навык открывает каждому из нас новые возможности, это особый дар, который позволяет направлять силу и энергию наших эмоций на достижение своих целей, на поддержание мотивации и стремлений. Уровень EQ определит поведение наших детей в новых условиях — спрячутся ли они в ракушке или примут этот мир с его новыми возможностями и ресурсами? От этого зависит, в какой группе окажется наш ребенок завтра — в окружении тех 35% безработных или одним из востребованных и необходимых миру квалифицированных кадров.

Креативность

Креативные процессы плохо поддаются автоматизации, поэтому те, кто владеет этим, будут востребованы в профессии. Есть миф о том, что креативность — это некая врожденная способность. Человек, которому повезло родиться креативным, носит нестандартную прическу, яркую одежду и каждую минуту выкрикивает новую идею, которая просто не могла прийти в голову кому-то еще — настолько она оригинальна. Это вовсе не обязательно так.

Креативность — от английского слова «create», которое переводится как «создавать». То есть это в первую очередь способность создавать новое, то, чего не было раньше. Это может быть что-то оригинальное и поражающее воображение, а может быть новый способ решения привычной задачи. И, что самое главное, это навык, который можно и нужно в себе развивать. Придумано множество методик и техник, которые помогают в креативном процессе. Среди них — теория решения изобретательских задач, методы латерального мышления и дизайн-мышления, SCAMPER и другие.

Управление вниманием и информацией

У людей, которые хорошо умеют управлять своим вниманием и концентрацией, наблюдается более высокая производительность, они достигают хороших результатов в работе и добиваются больших успехов. Представьте, каждые несколько лет количество терабайтов информации растет — она сохраняется по всему миру и увеличивается больше чем в два раза. Уже сейчас в каждый момент времени информации появляется больше, чем мы могли бы изучить.

Безусловно, те, кто лучше других умеют управлять своим вниманием, добьются больших успехов.

Медиаграмотность

Не так давно мы узнавали о новостях несколько раз в день — из утренней газеты и вечерних новостей. Сегодня новые медиа и каналы получения информации появляются почти каждый день, а с развитием социальных сетей и персональных блогов каждый может стать источником информации для миллионов. Поэтому становится особенно важно правильно использовать современные информационные и коммуникационные технологии и уметь интерпретировать и анализировать данные.

Сотрудничество в виртуальной среде и межкультурная компетентность

Сейчас все больше компаний предлагают своим сотрудникам возможность удаленной работы. В Японии и США процент таких сотрудников уже достиг 40% от всех работающих. Кроме того, развиваются глобальные проекты. Например, у компании Google есть офисы в 50 странах. Когда сегодняшние школьники выйдут на работу, у них есть все шансы оказаться в команде из людей разных национальностей, которые находятся в разных странах.

Для того чтобы эффективно работать в таких распределенных командах, важно обладать высокими навыками самоорганизации и уметь организовать совместную работу и рабочее общение в интернете с помощью современных программ и сервисов. И, более того, уметь находить общий язык с людьми с разным «культурным кодом».

Цифровая грамотность

Цифровые технологии давно вошли в нашу жизнь, кажется, уже всем понятно, что если человек не умеет с ними обращаться, то за него вряд ли будут конкурировать работодатели. Это не значит, что каждый должен владеть парой языков программирования, но умение использовать цифровые технологии для эффективного решения собственных задач, понимать возможности и ограничения тех или иных технологий и умение описать задачу на языке пошагового алгоритма — это грамотность XXI века.

Традиционная система образования основывается на изучении отдельных дисциплин, основной упор делается на получении информации из обязательного «ядра» необходимых знаний, а не на том, как научиться самостоятельно с ней работать. Эти подходы когда-то были эффективны. Но если задача образования в том, чтобы дать детям все возможное для уверенности и успеха в будущем, то изменения необходимы.

Читайте другие статьи Виктории Шиманской:

Не только тело, но и чувства: 4 причины заниматься спортом с ребенком

3 причины детских истерик, и как с ними справляться

Главная причина никогда не использовать тайм-ауты в качестве наказаний

Фото: titov dmitriy/George Rudy/Oksana Kuzmina/Shutterstock.com

ЭКСПЕРТ:
Виктория Шиманская
Доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта детей, автор первой запатентованной методики системного развития EQ детей, преподаватель в МИП, МГИМО, автор книг и эксперт лаборатории развития эмоционального интеллекта EQfactor.ru 
Анастасия Энгель
разработчик программ проектного обучения, дизайн-мыслитель, эксперт-практик по работе с распределенными командами, автор тренингов и обучающих курсов по развитию навыков XXI века, соавтор проекта «Фактор Будущего».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти