«Принцесса и дракон» (С субтитрами)«Принцесса и дракон» (С субтитрами)
6+
17:00
«Принцесса и дракон» (С субтитрами)
«Эмми и Гуру. Уроки природы»«Эмми и Гуру. Уроки природы»
0+
18:10
«Эмми и Гуру. Уроки природы»
«Бодо Бородо. Путешествия». Мультсериал«Бодо Бородо. Путешествия». Мультсериал
0+
18:10
«Бодо Бородо. Путешествия». Мультсериал

4 типа психологических проблем, с которыми поможет справиться арт-терапия



Польза арт-терапии признана многими психологами, потому что она даёт возможность детям выражать свои мысли не словесно, а при помощи творчества. Юлия Горбулина рассказала «О!», как конкретные арт-терапевтические техники могут помочь малышам справиться с психологическими проблемами.

Юлия Горбулина, арт-терапевт и мама, создатель проекта «СуперДЕТКИ»
Юлия Горбулина, арт-терапевт и мама, создатель проекта «СуперДЕТКИ»

Арт-терапия — это новое направление в российской психологической практике, которое способствует гармоничному психоэмоциональному развитию детей, расширяет кругозор, развивает уверенность, креативное мышление, познавательно-речевую активность. Эта методика помогает детям с эмоциональными и поведенческими проблемами, формирует новые формы передачи своего состояния.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Изначально родителям следует понимать, что СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) — это не черта характера ребёнка, а следствие нарушений при тяжёлых родах или травмах, полученных в первые месяцы жизни малыша. Такие дети помимо поведенческих проблем имеют низкую самооценку, слабо выраженный самоконтроль, повышенную агрессивность. Продуктивным методом по разрешению этих проблем может стать арт-терапия.

Важно, чтобы любые методы арт-терапии сочетались с коррекционной работой и приёмами релаксаций.

Для таких деток отлично подходит игротерапия, работа с глиной, красками, а больше всего, на мой взгляд, здесь уместна песочная терапия. Мы делаем упражнение «Построй свой мир на песке». Берём песок, мелкие игрушки, и строим свой мир. В упражнение входит и беседа: дети рассказывают про то, что видят, делятся эмоциями. Такая работа очень эффективна, потому что она помогает улучшить внимание к деталям, повысить самоконтроль, расслабиться, снять тревожность и напряжение. Для работы с детьми старше 10 лет я использую камушки и другие природные материалы, которые стимулируют воображение.

Агрессивность

У агрессивных детей нужно снять возбуждение. Самая лучшая техника для этого — работа с красками и огромным куском бумаги на стене. Наклейте на стену кусок обоев, на которых ребёнок сможет делать то, что хочет. При помощи красок хаотичными движениями он будет выплескивать всё то, что накопилось у него внутри. После этой практики ребёнок успокаивается, и мы вместе смотрим, что получилось. Обсуждение рисунков даёт понять, при каких условиях агрессивность снижается.

Высокая тревожность

Структурированные или твёрдые материалы, например, карандаши, бумага, восковые мелки, подойдут для занятий с тревожными детьми. Они дают детям чувство уверенности и спокойствия. Обычно мы начинаем работу с создания метафорических карт. Ребёнок выбирает размер этой карты, и мы обсуждаем тему, например, безопасность. Далее из различных журналов он вырезает символы, картинки, слова, которые дают ему чувство безопасности, и клеит их на свою метафорическую карту. Когда у него возникнет чувство тревожности, он сможет достать эту карточку, вспомнить, что даёт ему чувство безопасности, и постепенно успокоиться.

Фобии и страхи

Для работы с фобиями я обычно использую пластилин, краски и карандаши. В первую очередь нужно дать фобии форму, осознать, чего конкретно ребёнок боится. К примеру, он боится не темноты, а того, кто прячется в ней. Когда он понимает, чего конкретно боится, мы начинаем лепить этого персонажа из пластилина. После этого обсуждаем, что получилось, рассуждаем о том, зачем этот страх пришёл к нему, может быть, чему-то его научить? Можно придумать историю о том, как он подружился со страхом. Важно объяснить, что страх есть у всех людей, и избавиться от него до конца не получится, но можно извлекать из него пользу. Если малыш очень сильно чего-то боится, то нужно придумать для этого страха какой-то ограничитель, например, коробочку. Попросите его положить туда свой визуализированный страх (рисунок или поделку из пластилина), после этого он перестанет бояться. Со временем он привыкнет к мысли, что бояться нечего.

Групповые занятия

Бороться со своими проблемами ребёнок может и на индивидуальных, и на групповых занятиях. Главное — понять, готов ли он к общению с другими ребятами, иначе он может замкнуться в себе, и никакая практика его не растормошит. Обычно групповой работе обязательно предшествует индивидуальная. В группах чаще всего любят работать дети с фобиями, они рассказывают друг другу про свои страхи, обсуждают работы. В любом случае, сначала нужно понять, насколько сильно и глубоко сидит в ребёнке эта проблема. Все дети разные, и кому-то занятия в группе могут только навредить.

Любая арт-терапевтическая техника хороша в комплексе с дыхательными упражнениями и пальчиковой гимнастикой. При систематических занятиях у детей развивается устойчивое творческое состояние мозга. Дети становятся более уверенными в себе, спокойными, потому что они находят новые варианты выплеска своих эмоций.

Текст: Анастасия Куратова

Fh Photo, Poznyakov, Sarymsakov Andrey / Shutterstock.com

Читайте также:

Искусство против буллинга: как арт-терапия помогает бороться с травлей в школе

От неуверенных линий к шедеврам: что такое каракульное рисование

5 видов творчества, которые помогут ребенку пережить стресс

15 книг, которые помогут развить любознательность ребёнка

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти