«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
2:00
«Оранжевая корова». Мультсериал
«Жужжалка»«Жужжалка»
0+
4:00
«Жужжалка»
«Ум и Хрум». Мультсериал«Ум и Хрум». Мультсериал
0+
4:05
«Ум и Хрум». Мультсериал

«Начнём с себя!»: как воспитывать детей поколения Z



Воспитывать детей иногда кажется сложнее, чем разминировать бомбу: одно неосторожное действие — и ты уже не уверен в том, что делаешь это правильно, а уж каким будет пролонгированный эффект — этого не может предсказать никто. Современных детей психологи называют «поколением Z». Чем они отличаются от нас? Как нужно их воспитывать и какое будущее нас ждёт, когда они вырастут? На эти вопросы «О!» ответила психолог, доктор биологических наук и директор Института возрастной физиологии Российской академии образования, эксперт форума «Воспитание со смыслом», который пройдет в Москве 25 ноября, Марьяна Михайловна Безруких.

Марьяна Михайловна Безруких, советский и российский ученый-физиолог, доктор биологических наук, профессор, академик РАО, директор Института Возрастной физиологии
Марьяна Михайловна Безруких, советский и российский ученый-физиолог, доктор биологических наук, профессор, академик РАО, директор Института Возрастной физиологии

В чём главное отличие сегодняшних детей от нас?

Сегодняшние дети живут в постоянно меняющемся мире, насыщенном разной информацией, в мире беспокойства и неопределённости, в мире стрессов и высоких требований. Наши дети мало гуляют и мало играют, у них ограничены контакты со сверстниками (их часто заменяют гаджеты), «рабочий день» ребенка в школьном возрасте больше, чем рабочий день взрослого человека. Больше половины из них, закончив начальную школу, плохо читают и плохо пишут. Наших детей чему только ни учат, но только не умению отвечать за себя и говорить «нет», не учат эффективной коммуникации и разрешению конфликтов. Они уже в два года могут выбрать себе мультик и не выпускают из рук гаджеты, но приходят в школу с несформированной речью.

Развиваются ли они быстрее и стали ли умнее? Исследования свидетельствуют — нет, не стали. Так же, как это было и 10, и 20 лет назад — все они разные и развиваются по-разному, но всё большее значение имеет близкое окружение: родители, семья, друзья.

Как найти с ними общий язык?

Для того, чтобы этот «общий язык» был (его нельзя вдруг «найти»), нужно быть с ребёнком, любить ребёнка, делить с ним радости и неудачи, уметь помогать и всегда быть на его стороне. А главное — разговаривать с ребёнком. Не говорить, поучать, требовать, а именно разговаривать — спокойно, доброжелательно, внимательно, слушать и слышать его.

Стоит ли становиться другом ребёнку или надо держать дистанцию?

Дистанция выстраивается сама собой, иногда она становится настолько большой, что ребёнка не чувствуют, не видят, не знают, а начинается всё с «уйди, я тебя не люблю», «я с тобой не разговариваю». Да, он живет рядом и может быть одет, обут, накормлен, но сам по себе, один. Тогда не стоит удивляться тому, что (скорее всего, в подростковом возрасте) он уйдет туда и к тем, кто проявит участие и внимание, кто согреет пониманием и поддержкой, кто выслушает и поговорит. Это могут быть не самые лучшие варианты, но тут уж как повезёт.

К сожалению, таких ситуаций много, и крайний вариант для ребёнка без опоры — уйти из жизни. Большая беда, что таких детей становится всё больше.

Отбирать гаджеты или смириться с тем, что это — их реальность?

Гаджеты, по-видимому, уже никто и никогда не отберёт. Поэтому важно ограничивать их использование, пока это возможно, тщательно анализировать и контролировать контент. Учить с первых дней использования гаджета, регулировать и контролировать время и никогда не давать гаджет для того, чтобы ребёнок успокоился или ел. В первом случае формируется зависимость «гаджет — успокоительное средство», во втором — очень вредная пищевая привычка. Разумеется, все слова и ограничения будут бесполезны, если папа весь вечер играет в «танчики» а мама, садясь есть, включает сериал.

Какое нас ждет будущее, когда сегодняшнее поколение детей вырастет?

Наше будущее растим сегодня мы сами. Для того, чтобы дети стали такими, как мы хотим, мы сами должны сегодня такими быть. Начнём с себя, и тогда, возможно, у нас будет шанс.

Читайте также:

14 правил хорошего спора: как научить ребёнка отстаивать свою точку зрения

Как нарисовать дерево: советы, которые помогут ребёнку создать шедевр

«Примите интернет как часть нашей жизни»: гости программы «О! Дети» рассказали, как сделать интернет безопасным для детей

Фото: Alena Ozerova, Ant Clausen/Shutterstock.com

ЭКСПЕРТ:
Марьяна Безруких
Советский и российский ученый-физиолог, доктор биологических наук, профессор, академик РАО, директор Института Возрастной физиологии.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти