Перемены в привычном распорядке жизни стали испытанием для людей в разных странах. Особенно не просто семьям с детьми: толком не погуляешь, с учёбой не всё гладко. Пообщались с мамами (и не только) из разных уголков мира: как обстоят дела у них?
Анна, 34 года, 1 ребёнок, Италия:
— Я живу в Милане с моим сынишкой Домиником (ему сейчас 4,5 месяца) и мужем. С 8 марта запрещено выходить на улицу, кроме похода в магазин, аптеку, клинику со специально заполненной бумагой, — на случай, если остановит полиция. Сейчас разрешили выходить гулять с детьми, но мы не рискуем, так как живем в многоквартирном доме, и я боюсь подхватить коронавирус в лифте или коридоре.
Мы быстро привыкли к такому режиму: всё, как и прежде, только выходим гулять на балкон. Сложности возникли у нашего папы, так как он работает из дома, а мы с Домиником можем шуметь. Перестали встречаться с родственниками, но созваниваемся с ними по видео каждый день.
В связи с карантином пришлось пропустить пару визитов к нашему педиатру. Но мы с ней на связи по телефону, рост и вес сами измеряем.
Наши новые привычки — постоянно открываем окна, чтобы квартира хорошо проветривалась, опрыскиваем специальным спреем со спиртом все пакеты с продуктами после доставки. Я мою пол с дезинфицирующей жидкостью, стираю вещи со специальным антибактериальным порошком.
Вывод из всей этой ситуации — карантин поменял множество наших планов, но мы получили огромный плюс: мы с мужем можем уделять нашему сыну больше внимания, а сейчас такой возраст, когда важен каждый момент. Во время карантина мы точно не пропустим его новые достижения и «умелки»!
Полина, 34 года, 2 детей, Швеция:
— В соседних странах, Дании, Финляндии и Норвегии, сразу же с разницей в несколько часов закрыли школы, сады и вообще всё перекрыли. Швеция идёт своим путем. Логика тут проста: дети не могут быть одни дома, с ними должны быть взрослые. Но, если все взрослые будут дома, кто станет работать в госпиталях, домах престарелых, в полиции, в магазинах?
Для Швеции важно не допустить социального упадка, поддавленного настроения, чтобы все институты соцподдержи работали, как и прежде. Да, изоляция — это морально и психологически тяжело для любого… Лично для меня и моих детей, решение не вводить карантин — очень гуманное, бережное. Я не представляю, как возможно отнять у ребёнка право гулять, быть на свежем воздухе, бегать, качаться на качелях.
В жизни моих детей, Евы (10 лет) и Генри (5 лет), мало явных изменений, ограничений и запретов. Они по-прежнему ходят в школу и садик с 8 до 16, встречаются с друзьями, посещают тренировки, гуляют, ездят на велосипедах. Погода тёплая, и мы много времени проводим вне дома. Мы не посещаем с ними никакие мероприятия, кафе, торговые центры, музеи, — те места, где много людей. Я стараюсь их ограничивать в контакте с другими людьми. И себя тоже.
Дети тоже обсуждают коронавирус. В школе им рассказывают, что будет с ними, если они заболеют, какие будут симптомы и как будет проходить болезнь. Дети астматики, аллергики тоже в зоне риска. Им рассказывают о мерах предосторожности, как лучше защитить себя и близких. Детей все время просвещают.
В школе они теперь едят обед и полдник в своих классах, еду им туда приносят, чтобы избежать столпотворения в столовой, всюду расставлены бутылки с гель-спиртом, которым протирают руки.
За это время моя 10-летняя дочь стала бдительной и очень аккуратной в плане гигиены, более собранной и ответственной. Дети в классе друг за другом присматривают: нет ли у кого насморка, кашля… Раньше насморк не считался причиной не ходить в сад/школу, сейчас же эти симптомы — повод остаться дома, минимум на 2 дня. Любой случайный чих — подозрительный.
Шведы уважают чужое пространство, здесь редко жмут руки при встрече и практически никогда не целуются, поэтому соблюдать дистанцию в 2 метра несложно. И дети такое поведение видят и копируют.
Даша, 40 лет, 2 детей, Великобритания:
— У меня полный рабочий день и много дел, поэтому детьми в первую очередь занимается муж: сыну 7, дочке — 4. Когда школы закрылись, он взял на себя роль учителя. У нас было несколько дней на то, чтобы спланировать, как мы переживём карантин и организуем домашнее обучение. Мы постарались поддерживать тот же обычный ритм и распорядок дня, чтобы детям было легче адаптироваться.
В 8 утра, — время, когда мы обычно выходили в школу, — мы идём с детьми размяться на улице. К счастью, у нас разрешено час в день гулять, при условии, что вы сохраняете дистанцию в 2 м. Мы катаемся на велосипедах или бегаем.
В 9 возвращаемся, и начинается учёба. Я закрываюсь в комнате-«офисе», а муж занимается с детьми по тому же расписанию, что у них было раньше. Хорошо, что наша школа предоставила учебные материалы, есть онлайн-ресурсы. Муж обязательно организует и видеозвонки с друзьями детей, чтобы они продолжали общаться.
Самое сложное было — подстроить уроки под двух детей разного возраста и удержать дочку от того, чтобы она не ворвалась в комнату, когда я общаюсь с боссом.
Ещё одна трудность — купить продукты: из-за паники в магазинах были пустые полки. У дочки был день рождения, и я с трудом смогла найти муку, чтобы испечь для нее торт. Туалетную бумагу бывает трудно найти, есть ограничения на покупку каких-то продуктов. Но если вы не большие привереды, то еды в магазинах достаточно. Из позитивных моментов: мы, получаем удовольствие от того, что проводим вместе много времени. Правда, сейчас прошло всего чуть больше двух недель карантина. Не знаю, что я буду говорить ещё через 14 дней!
Екатерина, 40 лет, 3 детей, Грузия:
— У нас детские сады и школы закрылись раньше многих европейских, поэтому вынужденные каникулы у нас уже месяц. Укатить на природу тоже не получилось. Во время карантина в стране действуют правила: не больше трёх в машине. Поезда и автобусы не ходят. То есть передвигаться с тремя детьми, кроме как пешком, просто незаконно. И мы сидим дома в Тбилиси.
Честно говоря, не жалуемся. Хотя думала, что сойдем с ума. Я не самая организованная мать, и первые дни карантина мы просто маялись дурью. Младшие дети-погодки (4 и 3 года) неведомым образом начали вставать сами, одеваться и, — чудо! — играть без драк по 2−3 часа. Я выспалась. Режим приказал долго жить.
И через какое-то время на меня обрушилось чувство вины. Я поняла, что быстро это не закончится. Стало жалко улетучивающихся знаний по английскому и китайскому. И со старшей дочкой мы придумали младшим «школу»: 5 уроков по 20 минут в день. С перерывами — два с половиной часа. Русским, английским, арифметикой я занимаюсь с ними сама. Китайский, рисование, природоведение и физкультуру спихнула на Соню (ей 12).
Что хочет сказать вам бывший скептик: схема рабочая. Начинаем мы поздно, в полдень, после того, как все позавтракают, мама сделает свои дела и выпьет кофе. Но дети так хотят учиться, что с утра помогают убирать комнату (я сейчас как будто о розовых эльфах в блестящей пыльце, да?). В общем, после уроков — хоть потоп. Хоть мультики, хоть самодельные кегли на балконе. Пока все довольны. А я еще и всемогуща!
Цуй Шути, 28 лет, Китай:
— Из-за карантина я вынуждена была нянчить своего племянника. Малыши нуждаются в общении, им важно, чтобы кто-то был рядом. В самом начале я подыскала племяннику игрушки для развития мелкой моторики и наивно полагала, что каждый будет занят делом: он игрой, а я — своими делами и домом. Но не тут-то было. Он всё-таки хотел играть со мной, ему быстро надоедало одиночество, было скучно.
Первые дни я неохотно шла у него на поводу. Но достаточно было увидеть жалобное выражение его лица, чтобы всё бросить и присоединиться к игре. До всей этой ситуации с карантином я сильно переживала из-за поиска работы. Но как только по воле обстоятельств оказалась наедине с маленьким ребёнком, тревогу как рукой сняло. Его непосредственность оказалась сильнее любых вирусов, и мне стало гораздо легче относиться ко всей сложившейся ситуации.
В первой половине дня я полностью посвящала себя племяннику, то есть играла с ним, занималась с ним английским, читала ему сказки; во второй половине дня он крепко спал, и я могла спокойно заниматься своими делами. Так и прошёл наш с ним карантин.
Алия, 45 лет, 3 детей, Израиль:
— «Это было в те времена, когда летали самолеты, а люди ходили в школу и на работу», — уточнила старшая дочь, рассказывая о какой-то истории, случившейся пару месяцев назад. Ей, в ее 11, как и ее младшей сестре 8 лет от роду уже кажется, что так, как сейчас, мы живем целую вечность.
Школы в Израиле закрыли практически сразу же, как в стране стали появляться первые заражённые. Сравнить с полноценными школьными занятиями периодически случающиеся Zoom или Skype конференции сложно: подслушивая исподтишка, о чём говорят учителя, я прихожу к выводу, что цель этих уроков — скорее, не потерять связь с учениками, поддержать друг друга и не дать школьникам забыть то, что уже было пройдено.
Об освоении нового материала речь не идёт. Однако при этом на плечи родителей легла колоссальная дополнительная нагрузка. Я уже боюсь заходить в свою почту, куда каждое утро сходит лавина писем от преподавателей. Принтер не справляется с тиражами домашки, которую надо распечатывать. Но уж лучше так, чем никак.
Дети при этом (по крайней мере, мои) совершенно счастливы. В первые недели они отсыпались, и я могла выманить из кроватей только на еду. В итоге наш график крепко сдвинулся к вечеру, хоть как-то в рамках приличий нас удерживают ранние (10 утра!) занятия с преподавателями.
Единственное, от чего они немного страдали сначала — это отсутствие регулярных спортивных нагрузок. В прежней жизни девочки серьезно занимались фигурным катанием и плаванием, готовились к соревнованиям в конце мая и начале апреля. Были дни, в которых, помимо школы, у них было по три тренировки — на льду, в зале и в бассейне. Но катки теперь растоплены, бассейны стоят сухие, а мы пытаемся делать специальные упражнения для фигуристов на лужайке под домом (можно отходить от своего жилья на 100 метров), но заставлять себя с каждым днем все сложнее.
Зато появилась возможность для совершенно других занятий. Девочки начали увлечённо рисовать, лепить, играть. Если не усаживать их насильно за уроки, то они все время заняты какой-то непрерывной игрой.
И еще одна удивительная вещь — они вдруг начали готовить. Находят (сами!) в Интернете рецепты с видеоинструкцией, сами записывают последовательность и пекут! Вчера до глубины души сразили меня шоколадным тортом в форме бабочки.
Еще один заметный момент — мы теперь проводим куда больше времени все вместе. И даже все вместе приняли участие в проекте «Изоизоляция», где мы оживляли картины. Полотна специально подбирали такие («Рождение Венеры» Боттичелли и «Меньшиков в Березове» Сурикова), чтобы каждому нашлась роль.
Полина, 41 год, 1 ребёнок, Франция:
— Я живу в Париже, где работаю гидом, моему сыну Эмилю 4 года. Это значит, что, когда 15 марта во Франции ввели полный карантин, у меня закончилась работа, а у сына закрылась школа (французские дети ходят в школу с 3-х лет).
По правилам нашего карантина мы можем гулять на улице в течение часа, не уходя от дома дальше, чем на 1 километр. Поэтому первым делом я вспомнила формулу расчета окружности и построила ее, из расчета радиуса в 1 километр. Гулять мы ходим каждый день, в любую погоду. Эмиль едет на велосипеде, а я иду за ним очень быстрым шагом, так я прохожу свои 10 000 шагов, а он «выпускает пар».
Один раз на улице на нас накричала женщина, которая в нервном припадке требовала запереть всех детей дома, дескать они — источник заразы. С тех пор я выбираю самые заброшенные углы для прогулок. Самое сложное — это избегать детей, объяснять, почему мы не можем сейчас играть все вместе.
У нас есть балкон и садик. Поэтому первым делом мы посадили все, что могли: редиску, петрушку и салат (семян нам отсыпал в почтовый ящик сосед). Еще ничего не взросло, но процесс наблюдения, поливки, прополки занимает много времени. Также мы посадили яблочную косточку и проращиваем косточку авокадо.
Знаете, почему пропала мука во французских магазинах? Потому что детей успокаивают совместным изготовлением оладий и печений. Любимый процесс Эмиля — взбивать и смешивать. К четвертой неделе карантина он научился сам готовить тесто для оладий, со всеми подробностями в граммах и миллилитрах.
Улучшились и познания в географии. Обсуждали с приятелем сайт Хопкинса (это основной ресурс по статистике заболевших в мире), который выглядит как карта мира с очагами заражения на ней. Эмиль долго разглядывал карту, после чего предложил перебраться в Антарктиду, т. к. там нет «больных этим противным гриппом пингвинов».
Дарья, 41 год, 2 детей, Австрия:
— Карантин в Австрии проходит максимально мягко. Нам с детьми дома хорошо. Я как мама страдаю только от закрытых (видимо, уже до сентября) школ. Сложностей бытовых нет, все продуктовые магазины открыты, аптеки, почты, банки, магазины бытовой химии и косметики.
Три раза похвалила себя за выбор IT класса для 13-летнего сына. Мне не пришлось ему объяснять, как получать и высылать задания. Вся учёба происходит на установленных платформах. Задания высылаются сразу на неделю, и он сам распределяет нагрузку.
Дочь в начальной школе, я купила симку, установила ей на планшет Whatsаpp. По нему она выходит и на часовой урок в Skype раз в день, другие задания присылают родителям, и мы должны контролировать выполнение. И вот это настоящее сумасшествие! Я не представляю, как могут с такими задачами справится неподготовленные к дистанционному обучению родители или одинокие и работающие сами дистанционно. Хотела бы онлайн обучения для детей в обычном школьном режиме с 8:00 до 12:00 с переменками.
График я составила с большими послаблениями для детей. Мы встаем в 9:00. Сейчас пасхальные каникулы, но дети все равно занимаются. Каждый день мы гуляем в парке рядом с домом, дети катаются на велосипедах. Закрыты спортивные и детские площадки. Могут оштрафовать за несоблюдение дистанции с чужими или игру в настольный теннис. Гулять семьями можно.
Кризис переживают все по-своему. Знаю семью, кто все три недели просидели на карантине дома с 3 детьми не выходя на улицу. Для меня же лично вирус принес проблему дистанционного обучения, ощущение нереальной борьбы на фоне безработицы и закрытие границы.
Мария, 45 лет, 3 детей, Люксембург:
— Детей отправили на карантин 13 марта до 4 мая. Уже официально допустили возможность, что до конца учебного года не откроются. Проводятся компьютерные уроки.
Режим карантина не такой строгий как в соседней Франции. Выходить на улицу можно. Главное — сохранение «социальной дистанции». Ходить на работу тоже можно, хотя рекомендована работа из дома. Закрылась вся сфера обслуживания кроме продуктовых магазинов аптек и заправок. .
Естественно, отменились все внеклассные активности и планы на пасхальные и летние каникулы. Дети стали проводить время вместе за настольными играми, просмотрами фильмов и совместными прогулками. Погода стоит почти летняя, поэтому много гуляем по вечерам. Если бы не довольно тяжелая ситуация с заболевшими, можно было бы порадоваться возможности так много времени провести вместе.
Читайте также:
Дети, мама, карантин. Как справляются многодетные семьи?
У нас все дома! Как организовать работу и учебу на карантине?
Фото: Kzenon, Expensive, Roman Motizov, Romrodphoto, stock_studio/Shutterstock.com