«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
13:15
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
«Отель у овечек». Мультсериал«Отель у овечек». Мультсериал
0+
15:35
«Отель у овечек». Мультсериал
«Эмми и Гуру. Уроки природы»«Эмми и Гуру. Уроки природы»
0+
16:25
«Эмми и Гуру. Уроки природы»

Почему не бывает мультфильмов «для мальчиков» и «для девочек»



Если сын просит купить ему куклу, а дочь с упоением катает по полу в детской гоночные машинки, это вовсе не повод для паники. Почему мальчикам полезно интересоваться принцессами, а девочкам — трансформерами, рассказывает психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Наберите в поисковике «мультфильмы для мальчиков» или «мультфильмы для девочек», и вы попадёте в мир стереотипов. Мальчикам онлайн сервисы предлагают только машинки, солдатов и трансформеров, девочкам — исключительно сказки и кукол. Сами ли дети выбирают такие темы и образы или их им навязывают родители и общество? Это важный вопрос, на который пытались ответить многие учёные в гендерных исследованиях. «Гендер» — слово, давно вошедшее в русскоязычную научную терминологию. Оно обозначает социальные аспекты пола, в отличие от биологических. И пол здесь понимают как многомерную конструкцию: то есть недостаточно родиться определённого биологического пола, а необходимо понять, усвоить и присвоить роль, которая отведена социумом полу.

В процессе воспитания все основные источники социализации: родители, воспитатели детских садов, учителя в школе, общество в целом, а также медиапродукция, транслируют детям, как нужно вести себя мальчикам и девочкам, какими личными качествами необходимо обладать, чтобы успешно играть свою социальную роль. «Надень платье, будешь красивая», «мальчики не плачут», «ешь кашу, будешь сильным, как папа», «девочкам надо уступать» и так далее.

На индивидуальном уровне маленький человек выстраивает свою гендерную роль в зависимости от личных врожденных особенностей и осознанных или неосознанных установок, стереотипов, жизненного опыта. При этом, девочкам усвоить свою гендерную роль намного проще, чем мальчикам. Так как девочек воспитывают женщины: мамы, воспитатели, учителя, медсестры и врачи в поликлиниках, у них есть возможность снимать свою роль, что называется «с руки». То есть они смотрят на окружающих женщин и делают так же. Причем, воспроизводят поведение воспитывающих женщин как прямо сразу, так и неосознанно, в своей будущей жизни. Иногда девочки включают жёсткое отрицание и говорят: «Нет, не буду в своей жизни делать так, как мама, мама не права!». И стараются вести себя противоположным способом. Но в любом случае источник поведения девочки — женщина.

А что же мальчики? Ведь их, в большинстве своём, тоже воспитывают женщины. Папы, проводящие много времени на работе, занятые своими мужскими делами, редко активно участвуют в воспитании детей. Иногда они проводят с детьми время поздно вечером перед сном или в выходные. Получается, что мальчикам сложнее подсмотреть и усвоить мужское поведение непосредственно у мужчин.

Мальчики чаще видят, как папа отдыхает, и гораздо реже, как папа работает, поэтому неосознанно у мальчиков закладывается представление, что его мужская роль — это в основном, отдых. Выходит, что представление о том, как они должны себя вести и какие качества у них должны быть мальчики получают от… женщин!

Мамы и бабушки рассказывают им, что, как и когда нужно делать, чтобы стать настоящим мужчиной. Таким образом, мальчики вынуждены учиться, ориентируясь на слова, а не на действия-образцы, а слова, как известно, каждый понимает по-своему.

Еще один немаловажный источник мужских ролевых моделей — телевизор. Мальчики смотрят те самые «мальчиковые мультфильмы» и снимают образцы типично мужского поведения из «Черепашек-ниндзя», «Пиратов Карибского моря» или «Трансформеров». Видеопродукция предлагает образы супергероев, которые побеждают всех врагов с помощью невероятных способностей и артефактов. Пока мальчик маленький, он легко может считать, что у него есть эти волшебные способы борьбы с реальностью — суперспособности.

С годами мальчики понимают, что суперспособностей у них нет, а собственных навыков для решения проблем не хватает. И тогда социальная мальчиковая роль начинает казаться неподъёмной и приносит разочарование.

Единственно приемлемой гендерной мужской реакцией у нас в обществе считают злость и агрессию: «Будь мужиком, стукни кулаком по столу!». Мы видим, что социальная мужская роль, транслируемая обществом и масс-медиа, нагружена иллюзиями, часто не даёт мальчикам эффективных навыков выстраивания отношений и решения проблем «мужскими способами», но мальчики, воспитываемые женщинами, снимают «с руки» те способы, которыми пользуются женщины. А женщины-воспитатели удивляются: «Он ведёт себя как девчонка!»

Что могут делать родители для изменения этой ситуации?

Помогать мальчикам считывать свою мужскую роль с подходящего образа: давать и создавать возможность участвовать мальчику в «мужских делах» с папой и дедушкой, тренерами в спорте или учителями в науке, выбирать для просмотра такой видеоконтент, который задаёт ребёнку правильные модели поведения, не поддерживать только стереотипно-агрессивное поведение, которое транслируют многие «мультфильмы для мальчиков».

В 1974 году Сандра Бем предложила тест на маскулинность-феминность (мужественность-женственность), который разделял мужчин и женщин на 4 группы:

  1. Честолюбивые, смелые и решительные маскулинные индивиды.
  2. Мягкие и эмоциональные феминные индивиды
  3. Андрогины — люди, проявляющие и мужские и женские черты одновременно
  4. Люди, не имеющие выраженно ни мужских, ни женских черт.

Логично было бы предположить, что психологически благополучными будут женщины, обладающие феминными чертами, и мужчины, обладающие маскулинными чертами. Но эта гипотеза не оправдалась. Наиболее благополучными в наше время и в нашем обществе оказались и мужчины, и женщины, обладающие маскулинными чертами, то есть проявляющие больше стереотипно мужское поведение.

Эти психологические исследования оказали влияние и на современную мультипликационную культуру. Посмотрите, как изменились героини в мультфильмах. Если раньше это были пассивные принцессы, ожидающие, что их спасут, то теперь они запросто «и коня на скаку и в горящую избу войдут». Современным героиням теперь намного больше позволено, чем их предшественницам.

Так и современным девочкам, чтобы обрести психологическое благополучие и усвоить свою социальную роль, теперь не нужно быть просто «послушной девочкой», теперь важно уметь выражать своё мнение и решительно его отстаивать, но не кулаками, а словами. Современные мультфильмы пытаются передать эти новые для женщин модели гендерного поведения. Вот почему многие мамы с удовольствием смотрят их вместе с дочками.

Лучшие мультфильмы — это мультфильмы, которые интересны и мальчикам, и девочкам, те, где каждому есть, с кем идентифицироваться. Не стоит ограничивать своих детей, выбирая для просмотра только гендерно-ориентированную видеопродукцию. Для успешного освоения своих социальных ролей детям важно иметь «расширенный репертуар»: видеть, как мальчики и девочки, мужчины и женщины справляются с разными общечеловеческими или личными проблемами и задачами, как они общаются, дружат, строят отношения. И конечно, важно, чтобы наши дети могли снимать модели своего поведения, проводя время с дорогими ему людьми — родителями.

Следите за программой канала «О!»: мы выбираем полезные мультфильмы.

Читайте также:

Самое важное, что нужно знать родителям про эмоциональный интеллект

5 главных отличий современного ребенка от детей прошлых лет

7 важных правил работающей мамы

Фото: Sharomka, Yuliya Evstratenko, Tomsickova Tatyana, Jenny Sturm/Shutterstock.com

ЭКСПЕРТ:
Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти