«Ничего себе имя!»«Ничего себе имя!»
0+
22:00
«Ничего себе имя!»
«Смешарики». Мультсериал«Смешарики». Мультсериал
0+
22:30
«Смешарики». Мультсериал
«Турбозавры». Мультсериал«Турбозавры». Мультсериал
0+
0:10
«Турбозавры». Мультсериал

Кризис семи лет: пережить вместе




Ближе к семи годам, когда ребенок переходит от дошкольного периода к школьному, в его психике происходят переломные изменения. Наш соотечественник, выдающийся психолог ХХ века Лев Выготский называл это кризисом семи лет. Этот процесс может переживаться ребенком так же остро, как и предыдущий кризис — трех лет, с изменениями в поведении и конфликтами со старшими. Психолог Наталья Горлова продолжает тему возрастных детских кризисов и способов справиться с ними.

Наталья Горлова, психолог развития, экзистенциальный терапевт, преподаватель кафедры психологии развития и консультирования Сибирского федерального университета
Наталья Горлова, психолог развития, экзистенциальный терапевт, преподаватель кафедры психологии развития и консультирования Сибирского федерального университета

Основное проявление этого кризиса — утрата детской непосредственности. Дошкольник был понятен взрослому, он был внешне такой же, как и внутри. А в поведении ребенка, переживающего кризис семи лет, в его отношениях с окружающими исчезают наивность и непосредственность. Он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким он был до этого.


Симптомы кризиса семи лет

Проявления этого кризисного периода в поведении ребенка разнообразны: ребенок манерничает, паясничает, кривляется. Он может строить из себя шута, разыгрывать клоунаду. Но все это — защита от травмирующих переживаний.

С этого момента ребенок начинает различать внешнее и внутреннее: появляется осмысленная ориентация в собственных переживаниях. Именно в этот кризисный период ребенок начинает понимать, что означает «Я радуюсь», «Я огорчен», «Я злюсь» и так далее. Чаще эти переживания связаны с конкретной деятельностью: «Я хорошо рисую — вон какой красивый домик у меня получился», «Я умею быстро и ловко плавать». Главным достоянием этого периода становится появление самосознания и самооценки.

Родители, чьи семилетние дети переживают возрастной кризис, сталкиваются с неприятными изменениями в их поведении. Например, ребенок как будто не слышит родителя и отвечает на его обращение не сразу. Просьбы старших оспариваются, семилетка не спешит их выполнять и даже отказывается от своих привычных обязанностей. Он хитрит, пытается в скрытой форме нарушать принятые в доме правила. При этом он может начинать рассуждать о том, почему он не хочет чего-то делать. Родители также могут заметить, что дети пытаются копировать их манеры и вести себя «по-взрослому». Ребенку очень не хочется выглядеть «как маленький», он начинает весьма серьезно относиться к своему внешнему виду.

Позитивные моменты критического периода

Кризис — это не только трудности. У этого явления есть и плюсы. Вы можете заметить, что ребенку стало интересно общаться со взрослыми, появилось больше тем для разговоров. Ему хочется говорить с вами о жизни, о других народах и странах, размышлять об этике и морали и других «недетских» вопросах. Ребенок также стремится проявить самостоятельность в занятиях и хобби, браться — по собственной инициативе! — за новую для него работу по дому.

Советы родителям

Объясняйте, а не запрещайте

Ваша главная задача — оказывать помощь ребенку в проживании кризиса. Например, можно и нужно объяснять свои требования к ребенку: по какой причине ему нужно делать что-то именно так, а не иначе. Скажем, уже в 10 вечера он должен спать, а не читать или рисовать до полуночи. Донесите это до него не в форме запрета: объясните, что если он ляжет спать вовремя, то выспится и будет весь день бодрым, и тогда успеет завтра днем спокойно и почитать, и порисовать. Когда вы советуете ребенку, а не давите на него авторитетом, он чувствует свое равенство со взрослыми, к которому так стремится.

Давайте самостоятельность

Как и во время кризиса трех лет, сейчас ребенку нужно давать возможность выполнять какие-то задачи самостоятельно. Подумайте, какие домашние обязанности, которых он раньше не выполнял, вы можете ему поручить. Будет здорово, если вы не станете вмешиваться в процесс его деятельности, пока только он не попросит вас о помощи. Например, можно попросить его готовить какие-то простые блюда вроде омлета, развешивать белье после стирки. Важно не контролировать ребенка, а мягко направлять.

Воспитывайте ответственность

Напоминайте ребенку о необходимости выполнять ваши поручения. Если он хочет быть как взрослый, он должен и вести себя соответственно. А это значит быть хозяином своему слову и не только обещать что-то сделать, но и выполнить обещание. Например, почистить свою обувь, убрать со стола после ужина и сложить все в мойку. Не требуйте от ребенка в ультимативной форме сделать это, просто напоминайте: вы на него рассчитываете и относитесь к нему как к ответственному человеку.

Внушайте веру в себя

Старайтесь всегда говорить ребенку о том, что вы уверены: он обязательно справится с порученным ему делом. И не потому, что оно простое, а просто вы знаете, что вашему малышу все по плечу. Демонстрируйте ребенку, что вы в него верите, хвалите его, и это поможет ему самому поверить в себя.

Читайте также:

Как говорить с детьми о деньгах

Тайм-менеджмент для первоклассника

10 причин возникновения детских страхов

Фото: Rock and Wasp/Cultura Motion/VGstockstudio/Shutterstock.com

ЭКСПЕРТ:
Наталья Горлова
Специалист по психологии развития, психолог-консультант, экзистенциальный терапевт.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти