«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
2:00
«Оранжевая корова». Мультсериал
«Жужжалка»«Жужжалка»
0+
4:00
«Жужжалка»
«Ум и Хрум». Мультсериал«Ум и Хрум». Мультсериал
0+
4:05
«Ум и Хрум». Мультсериал

Эти 5 игр сделают вашего ребенка добрее и заботливее




Играя, дети не только развлекаются и общаются со сверстниками и взрослыми. Игры еще и полезны: одни способствуют физическому развитию ребенка, другие улучшают его речь и память, а третьи направлены на воспитание лучших душевных качеств. Сегодня, 13 ноября, во многих странах мира празднуется День доброты. О том, какие игры научат ребенка доброте и внимательному отношению к ближним, рассказывает детский психолог Светлана Пятницкая.

Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста
Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста

«Что такое доброта?»

Помните слова современной детской песенки: «Что такое доброта? Что это такое — доброта? И увидеть нельзя, и нельзя потрогать…»? Действительно, многие понятия являются неосязаемыми. Важно объяснить их смысл ребенку: рассказать, кого принято называть добрым, щедрым, отзывчивым, бережными заботливым по отношению к другим людям и миру в целом

Родителю полезно помнить: научиться делиться, жалеть, проявлять заботу и быть добрым ребенок может только тогда, когда сам получил достаточно заботы и сострадания от самых близких и родных людей. Здорово, когда взрослые не только жалеют малыша, но и умеют присоединиться к его состоянию, понять, что вызвало его чувства, помочь изменить его настроение и состояние на доступном ему языке.

В возрасте от трех до пяти лет ребенок начинает понимать: когда он, даже на уровне слов, проявляет заботу к людям и животным, это вызывакт положительную реакцию со стороны взрослых. И тогда малыш начинает все чаще так себя вести. Появляются первые осознанные моральные суждения: «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Ближе к 5−7 годам дошкольник начинает проявлять заботу и сочувствие на действенном уровне. При этом важно отметить, что ребенок пока еще не умеет ставить себя на место другого человека полностью и понимать интересы взрослых. Другими словами, наши восклицания: «Ты делаешь это мне назло? Ты специально? Разве не видишь, что я устала?» в этом возрасте неправомерны.

Обратите внимание на тех сказочных персонажей или мультяшных героев, которые вызывают симпатию вашего малыша. О ком он чаще других просит прочитать, каким мультфильмам отдает предпочтение? В кого он больше всего «превращается» в своих играх? Это даст подсказку, какими качествами он хочет обладать, что становится ценным для него.

Литература, полезная для души

Детям 3−5 лет можно прочитать венгерскую народную сказку «Два жадных медвежонка», стихотворение Эммы Мошковской «Жадина». Малышей чуть постарше познакомьте с творчеством Пушкина: «Сказкой о рыбаке и рыбке», «Сказкой о попе и работнике его Балде». Эти произведения в доступной форме объясняют ребенку, что такое жадность, алчность, скупость, чем неприглядны эти качества.

В 6−7 лет на ту же тему — индийская сказка «Золотая антилопа», басня Ивана Крылова «Ворона и лисица». В 7−8 лет почитайте рассказы Валентины Осеевой «Волшебное слово» — о важности употребления вежливых слов. Другие два рассказа этой писательницы, «Печенье», «Сыновья», рассказывают о заботе и внимании к близким.

После прочтения важно обсуждать черты характера главных героев, понимать мотивы, которые вызвали проявление определенных качеств: «Какой можно назвать лисицу? А ворону? Почему ты так решил?».

Прочтите с ребенком сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик» или посмотрите вместе одноименный мультфильм. Обсудите, какие желания загадывала девочка Женя. Какие из этих желаний понравились ребенку и почему? Какие бы желания загадал маленький слушатель, если бы у него был такой волшебный цветочек? Вместе сделайте вывод: получается, наши желания могут быть связаны как с удовлетворением личных потребностей, так и с пользой для других людей.

Добрые игры

Предложите поиграть в игру «Дерево желаний». Для этого возьмите цветную бумагу, вырежьте из нее полоски, напишите на них вместе, чтобы вы пожелали себе, близким, жителям нашей планеты. Например, так: «Хочу, чтобы все жители Земли были здоровыми», «Хочу, чтобы мои друзья были счастливыми», «Хочу, чтобы был мир во всем мире». После этого привяжите бумажки на веревочки и повесьте на дерево в любимом парке.

Игра «Лягушки и кочки». Перед игрой поупражняйтесь с ребенком в интонации произнесения фразы: «Ква-ква, подвинься!» Как сказать ее вежливо, высказав просьбу?

Разложите по полу подушки на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с небольшим усилием. Это будут кочки. Игроки — лягушки, живущие на болоте. Они прыгают на подушки соседок и квакают: «Ква-ква, подвинься!» Вместе лягушкам на одной кочке тесно, и тогда одна из них прыгает дальше и ищет себе новую кочку. Также она может столкнуть с кочки свою соседку или же уступить место по ее просьбе. После игры можно обсудить, почему ребенок уступил или не уступил место, с какой интонацией была произнесена просьба, как можно было поступить иначе.

Игра «Ревушка и Злючка». По считалочке выбирается тот, кто будет исполнять роль одной из девочек. Задача ведущего — найти способ, с помощью которого удастся успокоить Ревушку и Злюку. Вы говорите: «Однажды две подружки пошли гулять. Они попали под сильный дождь. И тогда одна из них стала плакать. Покажи, как? Может быть, она перестанет плакать, если ее рассмешить?», — и тут малыш должен придумать, как это сделать. Вы продолжаете: «Может, ее надо переодеть в сухую и чистую одежду? Спеть веселую песенку?», — ребенок пробудет это сделать.

Вы говорите: «Другая стала злиться и ругаться. Покажи, как? Как же помочь Злюке? Может, потопать ногами? Покричать? Умыться, чтобы смыть злость? Рассказать подруге, что ее так рассердило? Посмотреть в зеркало и состроить смешную гримасу, чтобы рассмешить? Подумать о хорошем?» Пусть малыш пробует делать то, что вы предлагаете.

Игра «Скажи наоборот». Взрослый называет поступок или черту характера человека, а ребенок должен назвать слово с противоположным значением. Например: «Плохой поступок — хороший; трудолюбивый — ленивый, жадный — бескорыстный; щедрый — скупой; ласковый — грубый; аккуратный — неряшливый; дружелюбный — враждебный; заботливый — безразличный; трусливый — смелый; злой — добрый; мягкий — черствый».

Игра-соревнование «Кто больше?». В компании детей можно предложить выполнять различные задания. Например: сказать как можно больше вежливых слов, одной команде — вспомнить пословицы, другой — объяснить их смысл, назвать произведения, в которых говорится о каком-либо качестве.

Народная мудрость

Полезно обсуждать пословицы и поговорки о разных человеческих качествах и поступках. Например:

В большом деле и малая помощь дорога.

С добрым словом и черная корка сдобой пахнет.

Нет друга — ищи, нашел — береги.

Судят не по словам, а по делам.

Сам не ест и другим не дает.

Таким образом, важно учитывать условия, в которых формируются положительные качеств детей. Прежде всего это теплое эмоциональное общение с искренним вниманием к чувствам. Не менее важно проявлять сопереживание к чувствам друг друга и малышу, а также давать ему возможность проявлять заботу и внимание к окружающим.

Читайте также:

9 советов для родителей от преподавателя французского языка

9 лучших детских книг по мнению Льва Пирогова

10 сказок для тревожных детей

Фото: Sokolova Maryna/Sergiu Birca/Tomsickova Tatyana/Shutterstock.com

ЭКСПЕРТ:
Светлана Пятницкая
Дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти