«Отель у овечек». Мультсериал«Отель у овечек». Мультсериал
0+
15:35
«Отель у овечек». Мультсериал
«Эмми и Гуру. Уроки природы»«Эмми и Гуру. Уроки природы»
0+
16:25
«Эмми и Гуру. Уроки природы»
«Смешарики. Пинкод». Мультсериал«Смешарики. Пинкод». Мультсериал
6+
16:30
«Смешарики. Пинкод». Мультсериал

«Не хочу делиться!»: почему это важный этап развития



Научиться делиться с другими — это действительно непростая задача, и до трех лет большинство детей еще не вполне понимают принцип «моё» и «чужое». Почему заставлять ребёнка делиться вредно и как помочь ему освоить этот важный навык?

Мы точно знаем, что умение делиться — важный навык и проявление доброты и щедрости: «Не тем богат, что есть, а тем богат, чем поделиться рад», «Делиться — это забота». Но наступает такой возраст, когда ребёнок ставится принципиальным собственником, а крики «Мое!» звучат звучат регулярно и очень громко. Если вы собираетесь строго сказать: «Нет, пожалуйста, поделись» — подождите: скорее всего, ребенок еще просто не представляет, что значит делиться — поэтому и не сможет освоить то, чего не может понять. Мы же не ожидаем, что шестимесячный младенец будет ходить, как годовалый, или двухлетний будет формулировать свои мысли, как в четыре года.

Почитать про детскую жадность:

Мой ребенок — жадина: так ли это плохо? Посмтрим на жадность с непривычного ракурса — через понимание психологического пространства личности.

«Мама, купи!» Что делать с детской жадностью? Почему важнео не стыдить ребёнка за его желания, а помогать различать желания и потребности и поощрять к продуктивной деятельности?

Ребёнок избалован? 5 признаков Если все время огражтать детей от сложного эмоционального опыта, есть риск вырастить их эгоистичными и постоянно недовольными.

Почему ребёнок не готов делиться? Три причины

Первое: малыши еще не знают наверняка, что они отдельные люди, что у них есть индивидуальность. Они проверяют эту идею — формирование чувства собственного достоинства — во многом путем достижения чувства собственности: «Я владею, следовательно, я существую». Когда ребёнок двумя руками держится за игрушку, уверенный, что она принадлежит только ему — это не эгоизм, а исследование мира, один из важных экспериментов, которые помогают развиваться личности.

Второй важный момент: у ребёнка еще не сформировалось понятие о времени, поэтому для него отказ от чего-либо означает отказ навсегда. Даже очень подробные и понятные убеждения его в том, что надо играть по очереди («еще одна минута, и будет твоя очередь») могут выглядеть слишком абстрактно и непонятно для человека, у которого нет чувства времени. А совместное использование игрушки («Просто играйте этой машинкой вместе») еще менее определенно во времени, то есть практически невозможно.

И еще один важный фактор — это импульсивность, совершенно нормальная для возраста 2−4 года, но осложняющая сотрудничество. Вот в чем ребёнок искренне уверен: «Если я этого хочу, оно мое! Если я вчера в это играл, это мое! Если я смогу отобрать это у тебя, это мое!». Дети хотят того, чего хотят, и тогда, когда хотят — и если в ситуацию добавить еще одного ребенка, несколько игрушек и взрослого, убеждающего «делиться» или «играть вместе» — будет шумно.

При этом ребенок может с радостью отдать вам половину конфеты или дать покатать машинку, когда вы играете вместе — именно таким образом и происходит изучение мира. Если вы замечаете эти моменты, отмечаете их, благодарите и делитесь чем-нибудь в ответ, он будет с большим энтузиазмом практиковать этот социальный/эмоциональный навык. Но пока он не будут готов (а это обычно происходит около трех лет), попытки убедить, уговорить или заставить поделиться могут иметь неприятные последствия. Никто не любит, когда у него что-то отбирают, особенно когда он не может понять, почему. «Поделиться» станет неприятным словом, а действие, связанное с дележкой — чем-то, чего следует избегать, и, таким образом, «эгоизм» продлится дольше.

Как научить делиться?

Обозначьте и подтвердите эмоции: если у ребенка отобрали игрушку, скажите «Тебе не понравилось, когда Ваня забрал это» — малыш будет чувствовать себя спокойнее и увереннее, ведь его поняли. Можно сказать даже что-то вроде «В следующий раз держи крепче», потому что у него на самом деле есть право не отдавать свое, когда отбирают. Предложите обоим детям в следующий раз спросить «Можно я возьму?» Постепенно эта формула общения войдет в привычку.

Объясняйте, что происходит — ребёнку будет легче разобраться. Когда вы делитесь чем-то с другим человеком (например, угощением или игрушкой), комментируйте свои действия, скажите, как здорово делиться и как это радует всех вокруг. Такой пример вдохновит и малыша повторить то же самое. Играйте в игры, которые подразумевают совместное использование, очередность.

Зафиксируйте момент: если ребенок всё же поделился чем-то с другом — похвалите его, скажите, как это было здорово и приятно для всех. Позитивное подкрепление поможет ему запомнить этот опыт.

Фото: freepik

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти