«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
11:35
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
«Отель у овечек». Мультсериал«Отель у овечек». Мультсериал
0+
14:20
«Отель у овечек». Мультсериал
«Принцесса и дракон» (С субтитрами)«Принцесса и дракон» (С субтитрами)
6+
17:00
«Принцесса и дракон» (С субтитрами)

Что делать, если утром ребенок не хочет идти в школу



Встретить взрослого человека, который любит рано вставать, особенно зимой, — большая редкость, что уж говорить о детях. Эксперт «О!», психолог Анна Скавитина, на своей странице делится очень простым лайфхаком, который поможет вам и вашему ребенку пережить хмурое утро и справиться с нежеланием отправляться в садик, школу или даже на работу.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Если ваш ребенок утром не хочет идти в сад или в школу, вовсе не обязательно проблема именно в саду или в школе. Особенно если вы видите, что после того, как он попал на место, ребенок прекрасно себя чувствует и после занятий не спешит собираться домой. Всегда ли вы сами утром хотите вставать и куда-нибудь идти, глядя в темноту за окном? Вами часто движет чувство долга и воспитанная воля, а для ребенка это пока только слова. Одно лишь осознание того, что нужно вылезти из теплой кровати, натянуть на себя целую гору вещей и выйти на мороз, вгоняет многих в стресс. То есть проблема может быть не дома и не в учебном заведении, а в переходе из одного пространства в другое, в переживании изменения.

Наш мозг настороженно относится к изменениям, изменения обозначают опасность. Необходима активная мобилизация ресурсов, но утром, пока вы толком не проснулись, адаптивные механизмы еще не заработали, мозгу проще включить торможение изменений, а не сами изменения. Нет, я еще посплю, нет, я еще посижу. Сколько родителей мне рассказывали истории про утренних девочек, сидящих по 20 минут, натянув колготки на одну ногу. Сколько родителей рассказывали про мальчиков, застегивающих одну пуговицу на рубашке по полчаса.

Мне мама в детстве говорила: «Дедушка Ленин всегда быстро вставал из кровати, чтобы делать дела!» И я представляла себе дедушку Ленина таким маленьким курчавым ангелом, как на октябрятской звездочке. И юный дедушка Ленин быстро вылезал из своей теплой кроватки и шел учиться совершать революции. Меня это даже как-то мотивировало, я, тяжело вздыхая, отправлялась чистить зубы. Так как телепортацию до сих пор не придумали, а дедушка Ленин уже не может служить достаточной причиной для быстрого утреннего подъема, давайте подумаем, как облегчить сложности перехода.

Очень важно, чтобы выполнялся один и тот же ритуал, помогающий вам и ребенку осуществить переход ото сна к выходу из дома. Мне, например, важна кружка горячего чая, кому-то — массаж ушей, кому-то — шум посуды из кухни, звуки и действия, без которых переход происходит медленнее. Для маленьких можно нарисовать собственную книжку или наклеить картинки: как устроено утро. Проснулись, пошли умываться, чистить зубы, одеваемся и так далее. Правило последовательности: «когда это — тогда то». Ребенку важно знать и то, как будет устроен день дальше. С теми, кто очень плохо включается утром, необходимо с вечера проговорить: какие у него занятия и уроки, какая воспитательница и учительница, кто из друзей его ждет, что делать с теми, кто кидается песком или обзывается.

Эрих Нойманн говорил, что утром не любят вставать те люди, которые не проснулись к своей собственной жизни. То есть те, кто не сам выбирает, что ему делать в каждый момент времени. Дети обычно не выбирают — идти им заниматься, учиться, работать или не идти. Их жизнь пока определяют родители. Можно ли сделать так, чтобы ребенок мог что-нибудь выбрать после того, как окажется вне дома, хотя бы в воображении? С кем первым ты хочешь увидеться в школе? Что ты хочешь сегодня сделать в детском саду? Взрослым подойдет формулировка: есть ли что-то сегодня интересное на моей работе, что я хочу сделать в первую очередь? Тогда собираться в то место, где тебя ждет что-то понятное и интересное, будет намного проще.

Постарайтесь не переусердствовать с сиюминутными выборами. «Надень то, что ты хочешь!» — многих ставит в тупик. «Шкаф большой, а надеть нечего!» — серьезная проблема. Одежду для сада, школы или работы лучше хранить отдельно. Из трех платьев проще и быстрее выбрать, чем из двадцати. Не задавайте утром вопросов, на которые вы не хотите слышать не устраивающий вас ответ. Например: «А ты хочешь в школу?» Утро не время для провокаций и выяснения отношений.

Лайфхак: наш мозг воспринимает перемещение из одной комнаты в другую как переход, активирует механизмы поиска опасности и адаптации. С вами ведь бывает так: решил что-то сделать, пошел в это место и забыл, что хотел. Народная мудрость советует: вернись туда, где принял решение — и сразу все вспомнишь. Более простой и научно подтвержденный вариант: достаточно вернуться не к тому месту, где был, а пройти лишь часть пути. Вернуться через первый по ходу дверной проем. Чтобы у детей включились механизмы адаптации, важно, чтобы они прошли через дверной проем, то есть вышли из своей комнаты и собирались в другой части пространства.

Я думаю, что когда-нибудь один очень ленивый и тревожный человек все-таки придумает механизм телепортации, а мы будем избавлены от адаптации к переходам. Но необходимость умываться и одеваться точно никто не отменит.

Фото: kryzhov/MNStudio/Shutterstock.com

ЭКСПЕРТ:
Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти