Родители понимают, что игра для дошкольника и младшего школьника — совершенно естественное занятие. Но иногда он играет странно и даже глупо — ну так и тянет вмешаться, поправить, подсказать. Надо ли? Что происходит, когда ребенок погружается в свои игровые сюжеты, и какой опыт он при этом получает, рассказывает Елена Пиотровская, психолог, игровой терапевт, президент Ассоциации специалистов по игровой терапии.
У ребенка полная детская отличных развивающих игрушек, а он второй день возится со старой разбитой машинкой. Или изображает застывший айсберг (очень похоже). Или полдня лежит на ковре, сталкивая динозавров лбами и произнося глуповатые шутки. Какая-то бессмыслица! Что-то маме неспокойно…
Все страхи и сомнения родителей упираются в один вопрос: как мы на самом деле относимся к игре? Что такое игра для нас?
Единого определения детской игры нет. Если считать ее прямым средством воспитания, то, конечно, все персонажи должны вести себя прилично. В таком случае «плохой» герой должен быть так или иначе наказан. Касса — считаться кассой, а не порталом в иные миры. Ученики в классе получать двойки за ошибки, а пятерки — за прилежание.
Я работаю в подходе, в котором игра рассматривается как средство самовыражения ребенка. Играя, он выражает свой внутренний мир, свои чувства и переживания, можно сказать, осмысливает свой опыт.
Какие игры беспокоят родителей
При этом подходе многие вопросы проясняются сами собой. Например:
«Почему ребенок бесконечно (и нудно) повторяет один и тот же сюжет?» Можно сказать, что какая-то тема, которая находит отражение в игре, его очень волнует. Она для него важна, не дает покоя, не оставляет. Он старается разобраться в ней, найти какие-то ответы. Да, при этом для стороннего наблюдателя ситуация с повторяющимся сюжетом выглядит скучной, монотонной, странной… Но главное — это потребности ребенка, находящие выражение в игре, а не соображения наблюдателя.
«К чему ведет эта игра, чему учит, не бесполезна ли?» Отношение к свободной игре как к бизнес-плану, освоению урока, обучению чему-то полезному, убивает сам дух свободной игры. Она затевается не для обучения чему-либо! Игровая активность важна сама по себе! Это и творчество, и психогигиеническая работа, и чистая радость! Сегодня так много развлечений, делающих ребенка потребителем самых разных услуг. А ведь большинство родителей хотят видеть свои детей инициативными, предприимчивыми людьми. Свободная игра дает ребенку возможность ощущать себя центром своей активности.
Основные вопросы детской жизни решают за маленьких детей родители. До определенного возраста это естественно. Но как же человек станет хозяином своей жизни, если в детстве не имеет возможность выражать себя через игру и творческую активность?
Территория свободной игры, свободного самовыражения важна ребенку как кислород.
«Он играет как-то «неправильно» — игрушки же обязательно должны дружить, а не ссориться или расходиться по разным углам. Но играть неправильно в принципе невозможно, когда мы относимся к игре как выражению внутреннего мира и видим в ней попытку навести в нем порядок. Игрушки — это как слова для ребенка. Взрослому человеку важно говорить о себе, общаться с близкими, рассказывая что-то просто так. Точно так же игра — это отражение внутреннего опыта детей.
Если они регулярно слышат что-то вроде «Ох, так нехорошо, пускай лучше кукла Вася и кукла Гриша дружат», то, с большой вероятностью, не смогут по настоящему «разобраться» с темой, которая нашла отражение в этой сценке.
Допустим, ребенок обижен на другого мальчика. В игре он может ответить этому обидчику так, как не смог в реальной жизненной ситуации. Важно, что при этом он справляется с чувствами, которые переживает, наводит порядок в своей душе.
А уж как вести себя в таких ситуациях в реальной жизни, подскажут и сами родители, и воспитатели, и психологи — на специальных занятиях. Свободная игра не может и не должна быть единственным занятием в жизни ребенка. Он социализируется в общении со сверстниками, осваивает нужные навыки и умения. Кстати, зачастую именно в игровой форме. Но это — о другом!
«Агрессивная» игра
А если игра выглядит агрессивной? Да, так бывает. И довольно часто. В процессе игровой терапии есть даже так называемая агрессивная стадия. Ее еще называют встречей с болью. В это время дети играют в ограбления банка, в бандитов, в разбойные нападения. Персонажи дерутся друг с другом. Ребенок устраивает столкновения машинок, разрушает постройки из конструктора. Его действия часто яростны. Специалист понимает, что в это время ребенок переживает чувства, связанные с теми или иным жизненным опытом. В игровой комнате я принимаю все чувства ребенка, но не позволяю наносить вред игрушкам, самому себе или мне.
Нет неправильных чувств — есть уместные и непозволительные способы их выражения.
Игра — при грамотном сопровождении ее специалистом или родителем — может помочь выражать так называемые негативные чувства социально приемлемым способом.
Знакомая ситуация: на приеме у врача ребенку делают какую-то неприятную манипуляцию, его приходится удерживать силой. Иногда это делает не один взрослый, а два или даже три человека. Это бывает жизненно необходимо для ребенка, но это переживается как насилие. Если после этого ребенок играет агрессивно, то это вовсе не значит, что он скоро станет бандитом и разбойником. Это значит, что он переживает ситуацию, где был жертвой, и пытается совладать с этим негативным опытом.
Не все дети могут предъявить родителям претензии в открытую. Зато в игре можно попросить маму сыграть плохого персонажа, напасть и даже победить. Если мама может пойти на это, то тем самым окажет ребенку помощь и поддержку. Самое интересное, что благодаря этому их отношения могут улучшиться. Потому что ребенок выразит свои чувства в символической форме. Если дома делать это трудно, то есть игровая терапия и обученный специалист.
Многие взрослые после напряженной работы в офисе отправляются в спортзал лупить по боксерской груше или играть в пейнтбол — и после этого не идут на кого-то нападать.
Злость тоже надо уметь выражать, а у многих детей канал выражения злости в реальной жизни заблокирован. Игра же дает эту возможность, позволяя дистанцироваться.
С помощью злого персонажа ребенок находит доступ к своему гневу, к своему страху, — что вообще-то прекрасно, потому что если не находит, то эти эмоции превращаются в такой «мусор под ковром» — мы его, конечно, замели, но он там лежит и копится.
Игра — как и сама жизнь: не получится оставить только розовых пони и пчелок с крылышками на полянках. Мир разнообразен.
Нужно ли контролировать игру?
Я бы сказала: не контролировать, а обеспечить ее безопасность.
Читайте также:
Нейропсихологические игры: чем они полезны для ребёнка?
Почему школьнику необходимо хотя бы час в день… просто играть
Соберись! Весёлые игры на развитие внимания для дошкольников и не только