«Смешарики. Пинкод». Мультсериал«Смешарики. Пинкод». Мультсериал
6+
11:10
«Смешарики. Пинкод». Мультсериал
«Бодо Бородо. Путешествия». Мультсериал«Бодо Бородо. Путешествия». Мультсериал
0+
12:20
«Бодо Бородо. Путешествия». Мультсериал
«Клуб вопросики»«Клуб вопросики»
0+
13:10
«Клуб вопросики»

«Играя, я учусь жить!» Памятка родителям, написанная от лица ребенка



Когда ребенок увлечен свободной игрой, иногда бывает трудно понять, что там такое творится у него в голове? Вот он разыгрался, потом долго звал маму присоединиться, и вроде всем было весело, а после он заявил, что всё испорчено и настроения больше нет… Специально для родителей игровой терапевт Елена Пиотровская написала эту памятку от лица ребенка

Фото: Nastuffa/Shutterstock
Фото: Nastuffa/Shutterstock

Елена Пиотровская, психолог, игровой терапевт, президент Ассоциации специалистов по игровой терапии
Елена Пиотровская, психолог, игровой терапевт, президент Ассоциации специалистов по игровой терапии

Это важно! Речь идёт именно о свободной игре ребенка по его выбору, желанию, настроению. С развивающими, дидактическими, обучающими, настольными играми дело обстоит уже по-другому.

Я имею право (и потребность!) играть свободно, по своему разумению, выбирая, как играть, а также игрушки, материалы для творчества или предметы для игр!

Я не всегда могу позаботиться о собственной безопасности. Создание безопасной среды для моих игр — дело взрослых.

При этом игрушки, материалы для творчества, место для игр, специально подобранные для меня, должны оставлять мне возможность проявлять инициативу и выбирать!

Если я смогу рисковать в разумных пределах, то вырасту более ловким, смелым и уверенным в себе.

В игре я чувствую себя хозяином своей жизни. Если я буду испытывать это состояние то, возможно, мне не захочется упрямиться ради упрямства в обычной жизни. Ведь у меня есть возможность чувствовать себя значимым без этого. Кроме того, зная, что от моих идей и действий внешний мир меняется (хотя бы в песочнице, для начала), я перенесу это состояние и на другие области жизни.

Играя, я расслабляюсь, отдыхаю, набираюсь сил. В конце концов, даже чтобы хорошо учиться, надо иметь время для отдыха и восстановления.

Фото: Evgeny Atamanenko/Shutterstock
Фото: Evgeny Atamanenko/Shutterstock

Если ты считаешь, что и отдыхать я должен, как ты решил, то есть с пользой, ты не оставляешь места для моей спонтанной активности — важной для развития, психогигиены, восстановления сил. Но я не робот и не автомат!

Играя, я учусь жить. Мой мозг развивается для того, чтобы впоследствии быть готовым к непредсказуемым ситуациям, к творчеству.

В игре я учусь понимать, как устроен мир предметов и отношения между людьми.

Я имею право нарисовать три солнца на рисунке, изобразить траву фиолетовой, ёжик, которым я играю, может быть суперменом, а куча песка — кашей. Пожалуйста, не поправляй и не критикуй меня. Рассказывай мне — «как правильно» в оставшиеся двадцать три с половиной часа в сутки.

Если я играю в катастрофу, войну или разбойное поведение, не торопись объяснять мне, что война — это плохо, а убивать плюшевых медведей — жестоко. Таким языком (игры) говорят не мои мировоззренческие установки, а мои переживания, которые не имеют знака «плюс» или «минус», и с которыми я могу справиться, играя.

Пожалуйста, не придумывай за меня «хорошие» игры. Лучше будь внимателен к тому, что проявляется в моих играх. Ведь с их помощью я навожу порядок в своей душе.

Ты можешь сделать мне царский подарок, если будешь посвящать какое-то время игре со мной. Только, пожалуйста, не учи меня ничему, не поправляй меня и ничего не решай за меня, когда мы играем. Просто побудь со мной рядом! Вступай в игру, если я попрошу тебя, или же будь доброжелательным свидетелем моей игры, слушай меня, смотри на меня, будь только со мной. Час или полчаса, или двадцать минут времени для того, чтобы сделать меня счастливым — разве это много?

Чтобы играть со мной, не обязательно прикидываться космическим пришельцем и говорить искаженным голосом. Ты можешь быть совершенно пассивным внешне, главное — твоё внимание и доброжелательность!

Ты можешь не говорить мне «люблю» — я пойму это без слов, если ты можешь быть со мной, принимая меня. Игра — это моя территория. Позволь мне распоряжаться ей, как я хочу.

Фото: ZephyrMedia/Shutterstock
Фото: ZephyrMedia/Shutterstock

Чётко дай мне понять, если не хочешь играть, как я прошу. Я приму отказ, если ты будешь против моей игры, а не против меня. Я вполне могу принять альтернативный вариант, который, возможно, ты захочешь предложить мне.

Может быть, ты позабыл или никогда толком не знал, как играть. Я научу тебя, если ты хочешь. Это просто.

И, наконец, если ты приготовился морально, и подготовил все нужное для игры, а я не хочу играть, я имею право отказаться!

Если в то время, которое ты собираешься провести со мной, я могу говорить только о компьютерных играх, слушай меня. Может быть, я почувствую, что важен для тебя, что ты принимаешь меня, и если это будет повторяться и повторяться, со временем я смогу доверить тебе еще какие-то мысли, чувства и даже рискну поиграть с тобой.

Читайте также:

«Какая польза в этой игре?!» Чему ребенок на самом деле учится, когда играет

Давай поиграем? 15 идей для сюжетно-ролевых игр с дошкольниками

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти