Ребёнок пошел в школу: учится отвечать за себя и решать многие проблемы самостоятельно. А как обстоят дела с финансами? Готов ли ученик младших классов распоряжаться карманными деньгами и продумывать расходы? Спросим у эксперта-консультанта по финансовой грамотности Анны Деньгиной
Стоит ли давать первокласснику карманные деньги и почему?
Ребёнок, который идет в школу, выходит за рамки привычной для себя экономической среды. Если раньше его материальные потребности и желания решались за счет родителей, то теперь он точно получает больше свободы и ответственности. Поэтому приобретение базовых навыков обращения с деньгами становится для него очень актуальной задачей. Начинать финансовое развитие ребенка лучше до школы: ходить вместе в магазин, банк, объяснять основные правила ведения семейного бюджета, заводить копилку и, в том числе, выдавать карманные деньги. Но если этого еще не произошло, то ранний школьный возраст — отличное время, чтобы начать. Почему?
- Ребёнок уже умеет или очень скоро научится читать, писать и считать. Эти навыки нужны для грамотного обращения с деньгами, то есть ребенок точно будет готов к тому, чтобы вести свой бюджет.
- Он открыт к познанию всего нового, а мир денег, экономики и финансов — это очень интересная область для новых открытий.
- С помощью личных денег ребенок будет приобретать собственный опыт в финансовой жизни. Деньги — это базовая категория, которая важна для каждого человека, и лучше начинать учиться взаимодействовать с ними со школьной скамьи, чтобы не тратить время и не делать потребительских ошибок во взрослой жизни.
- Карманные деньги — это хороший повод поговорить о безопасности и бдительности.
Сколько денег давать с собой? Как рассчитать сумму?
Надо вместе разобраться, какие статьи расходов у ребёнка в принципе будут и сколько для этого нужно денег. Например, точно будет обязательная статья — обеды, перекусы. Возможно — транспорт. Всё это достаточно легко рассчитать.
Дальше, по аналогии с семейным бюджетом, появляются необязательные, но важные статьи — канцелярские товары, книги. И какие-то желаемые расходы, которые родители часто называют «всякой ерундой».
На желаемые статьи можно выделить какую-то сумму, которая с одной стороны даст некоторую свободу ребенку (в том числе свободу в принятии решения: тратить эти деньги или копить), но с другой, — не будет обременительной для бюджета, в рамках здравого смысла. Можно вместе составить бюджет на подготовку к школе и поискать способы экономии.
Первоклассник сразу потратил всё на шоколадки и печенье. Как объяснить, что расходы надо планировать?
Если выдача карманных денег сопровождалась проработкой бюджета, то деньги «на шоколадки и печеньки» — это как раз те самые «желаемые» расходы. И если ребенок пару раз так сделал, то это его право и его опыт.
Дальше с этим «опытом» надо работать. И эта работа будет строиться на ценностях и правилах семьи. Например, если есть какие-то запрещенные продукты и товары для всей семьи — ребенку нужно это озвучить, если нарушает — лишать части карманных денег. Дальше ему нужно показать, что у него есть право тратить на то, что хочет, но другие его желания не будут финансироваться за счет родителей, поэтому он должен выбирать, что покупать. Если появляются какие-то более дорогие желания, то у него не останется никаких вариантов, кроме как экономить и регулировать свое потребление.
Конечно, нужно совместно отработать процесс планирования. Здесь можно показать, как это происходит в общем семейном бюджете, предложить сделать финансовый дневник (или использовать цифровые технологии для этого) и какое-то время записывать свои расходы и желания.
Стоит ли платить ребёнку за успехи в школе? Может быть, это развивает финансовую грамотность (хорошо поработал — получил прибыль)?
Вопрос про оплату оценок, контрольных и домашек зависит от ценностей каждой семьи. Однозначного ответа нет. У школьника точно должны быть деньги на его личные расходы — именно это развивает финансовую грамотность. Источник получения этих денег может быть разным. Стимулировать хорошую учебу деньгами, на мой взгляд, нелогично, потому что в современном мире за хорошее образование и развитие надо платить: ребенок должен понимать на уровне ценности, зачем он учится и сколько денег родители вкладывают в него. Это не так просто донести, если деньги, ценности и финансовые планы в семье в принципе не принято обсуждать.
Ребёнок стал «считать» деньги одноклассников: у кого-то родители очень щедрые. Как объяснить ему разницу в подходах и доходах?
Объяснять разницу надо «как есть», честно. Во-первых, рассказать о том, что у разных семей — разные доходы и почему так происходит. Дальше объяснить, что количество карманных денег — это решение родителей, ну, а почему другие родители решили по-другому, вы не знаете — это их право. Обосновать почему вы даете столько, сколько даете (возвращаемся к вопросу статей на личные расходы): это не жадность, а рациональный подход. Можно привести примеры сверхбогатых людей, которые живут очень экономно и детей своих не балуют, потому что дают им возможность быть самостоятельными и ответственными за собственную жизнь.
Если ребёнок прямо или косвенно говорит о том, что ему надо больше денег можно обсудить его цели: зачем ему нужно больше? Подумайте вместе о том, как он может заработать своим трудом. Например, выполнять какую-то дополнительную работу по дому или придумать способ подработки.
Читайте также:
Дети и деньги: как создать полезные финансовые привычки?
11 способов научить ребёнка бережному отношению к вещам
Как говорить с детьми о деньгах
Фото: Phovoir, Syda Productions, KIRYAKOVA ANNA/Shutterstock