«Смешарики». Мультсериал«Смешарики». Мультсериал
0+
1:00
«Смешарики». Мультсериал
«Турбозавры». Мультсериал«Турбозавры». Мультсериал
0+
3:00
«Турбозавры». Мультсериал
«Спроси у ТриО!»«Спроси у ТриО!»
0+
5:00
«Спроси у ТриО!»

Современные дети и игра: опасности и возможности



Игра — важнейший социальный опыт ребенка. В ней развивается фантазия, осваиваются важные интеллектуальные, коммуникативные и другие навыки. Но всегда ли игра — это благо? Какие возможности и опасности можно встретить в игре современных детей? Об этом рассуждает Лада Лазарева, руководитель Центра возможностей «Наш Лад».

Лада Лазарева, руководитель Центра возможностей «Наш Лад»
Лада Лазарева, руководитель Центра возможностей «Наш Лад»

Для чего нужна игра

Игры окружают человека всю жизнь, с раннего детства до преклонных лет. Самые первые игры-потешки помогают привлечь внимание ребенка и наладить контакт со взрослым. Игры «Мы проснулись», «Потягушки-потягушеньки» сопровождают переход малыша из мира грез к бодрствованию и наоборот («Баю-баю, надо спать», «Люленьки»). Такие игры-проговаривания, как «Водичка», «На моей тарелочке», «Шило солнышко рубашку, настраивают малыша на нужный лад во время умывания, кормления и одевания. А всем известные «Ладушки» и «Сорока-ворона» помогают ребенку знакомиться с собственным телом, осваивать простые движения и первые звуки.

Большинство малышей с радостью включаются в эти игры, поэтому многие родители активно используют возможности потешек. И здесь существует опасность подмены живого общения театральным действием. Для соблюдения баланса важно чутко подмечать реакции малыша, делая паузы. Хорошо, когда он не только пассивно следует за активным взрослым, но и проявляет себя, совершая самостоятельные действия.

Наряду с пестушками и потешками с первых месяцев взрослый начинает знакомить ребенка с различными предметами: погремушками, мячиками. И к полутора годам на смену этим ознакомительным играм приходят отобразительные. В них ребенок учится выявлять специфические свойства предмета: погремушка звенит, мячик катится. А к двум годам возникает сюжетно-отобразительная игра, имитирующая действия из повседневной жизни (кормление куклы, укладывание спать мишки). У современных городских детей отобразительные игры часто выглядят как катание машинок и складывание покупок в корзину. Однако часто вместо классических игр «кормлю куклу» и «качаю мишку» можно наблюдать, как малыш увлеченно собирает лото, пазлы, конструктор.

Современные родители малышей этого возраста с гордостью говорят, что их ребенок может самостоятельно играть один. Но здесь речь идет лишь о выполнении упражнений по заданному сценарию, что очень отличается от полноценной игры. Ребенок семи лет, который может себя занять, — это одно, двухлетка — другое. Когда я слышу от родителей, что их малыш способен подолгу играть сам, то считаю это поводом для семейной консультации у психотерапевта. Ведь причина этой «самостоятельности» может крыться в педагогической запущенности, нарушениях эмоциональной сферы, скрытом аутизме и прочих проблемах.

Ребенку дошкольного возраста необходим контакт с социально значимым взрослым. Если этой потребности нет, скорее всего, что-то не так. Самостоятельность ребенка и его одиночество — не одно и то же.


Почему так важна сюжетно-ролевая игра

Человек — существо социальное, и если ребенку нужна компания для игры — это нормально. Другое дело, если малыш старше трех лет в принципе не может сам себя занять. Очень важно отличать детей, умеющих играть в компании, от тех, кто нуждается в постоянно развлекающем аниматоре. Чтобы осуществить сюжетно-ролевую игру, нужен компаньон. Когда вместе собираются дети, не умеющие играть, а значит и договариваться, между ними нередко вспыхивают конфликты. Родители часто этого не видят: если есть некий взрослый, аниматор, который объясняет правила игры и приглашает к ней, кажется, будто у ребенка нет проблем, ведь он включается в действие. Но что будет с детьми, если из этой среды убрать взрослого на 10 минут? Начинают ли они скучать? Могут ли они договориться о том, что будут делать, и сконструировать свою игру? Современные дети выигрывают шахматные партии, легко справляются с судоку и компьютерными головоломками, но совершенно не умеют играть и общаться друг с другом.

Если ребенок увлекается не только дидактическими играми, но и переходит к трем годам к образной-ролевой, а к четырем — к сюжетно-ролевой игре, то причин для беспокойства нет. Но на практике у многих современных детей развитая сюжетно-ролевая игра отсутствует: нередко она заменяется дидактическими играми. Ребенок не превращает кубик в домик, машинку, ягодку или человечка, вместо этого он изучает размеры, цвета, формы.

Сюжетно-ролевая игра принципиально отличается от других видов игр тем, что саму идею игры и ее реализацию берет на себя ребенок. Игры, которые предлагают взрослые для детей (в магазин, в школу), по факту не являются сюжетно-ролевыми. Это скорее сюжетно-дидактическая игра, она тоже ценна: в ней есть свои обучающие задачи, они тренируют определенные навыки. Но эта подмена обкрадывает сюжетно-ролевую игру. Ведь спланировать развлечение по заданным рамкам взрослого легче, чем осуществить игру, которая разворачивается по замыслу ребенка. Малыш развивает свои интеллектуальные навыки, а вот умение самостоятельно удерживать роль в игре при этом страдает.

Вообще ролевые игры возникли потому, что ребенок, через подражание старшим, стремился освоить навык, который ему еще не по возрасту. Но если современный малыш не видит примера для подражания из жизни взрослых, не участвует в совместной деятельности со старшими детьми, он постепенно теряет интерес к такому виду игр.

Часто в сюжетах дети стремятся подражать фантастическим героям (фея, супермен), а не реальным действиям взрослых. Бывает, что ребенок настолько глубоко входит в игру, что начинает путать ее с реальностью. Важно, чтобы родители помогали ребенку осознать, где игра понарошку, а где реальная жизнь. Иначе игра становится опасной, а недостижимые игровые цели могут стать причиной фрустрации в будущем. Ребенок начинает понимать, что волшебной палочки не существует — и ему никогда не стать героем своих игр. Таким образом, когда внутри игры потенциальные роли подменяются заведомо несуществующими, это может привести к расстройству и отказу от игр вообще.


Чем может быть опасна режиссерская игра

Еще одна опасность кроется в раннем становлении режиссерской игры. Эта разновидность сюжетно-ролевой игры, где ребенок руководит действиями своих героев-кукол или других игрушек. В норме он осваивает этот вид уже после того, как овладевает сюжетно-ролевой игрой со сверстниками. Но современные дети настолько заняты в различных кружках и секциях, что им некогда играть. Они меньше находятся в игровых пространствах, реже гуляют во дворе, где могла бы разворачиваться игра, растут без братьев или сестер. Малыши рано приучаются играть одни и могут так втянуться в свою режиссерскую игру, что кукольный домик заменяет им реальный мир и общение со сверстниками. Ребенок в укромном уголке увлечен собственным действом со своими игрушками, не знаком с другими детьми и не интересуется игрой с ними.

В ответ на этот дефицит общения возникают разные игровые проекты с грамотными играющими взрослыми. Эти взрослые становятся модераторами пространства и создают условия для того, чтобы ребенок мог проявить самостоятельность, включить свою фантазию, научиться сюжетно-ролевой игре.

Игра — это не такое простое действие, как кажется. Очень важен взрослый, который учит играть. Это важнейший социальный опыт ребенка, и становление игры полноценно разворачивается в разновозрастном коллективе, где есть старшие и младшие со своими потребностями и особенностями взаимоотношений. Младшие пытаются подражать старшим, а те, в свою очередь, с удовольствием помогают малышам. Выстраивание этих коммуникаций делает игру полноценной, и ее проживание приносит ребенку огромную пользу.

Читайте также:

11 классных детских музеев России

Как научить ребенка дружить?

17 игр для изучения алфавита

Фото: Emese/Tomsickova Tatyana/Yuganov Konstantin/Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти