Для ребенка игрушки — это важный инструмент познания мира и даже себя самого. Плюшевые мишки и куклы становятся его компаньонами по играм, тесно связанным с реальностью, — посещают игрушечную школу и даже получают оценки, ходят друг к другу в гости. Взаимодействие с ними также дает малышу возможность эмоциональной разрядки, именно на этой особенности игрушек основан такой метод работы с детьми, как куклотерапия. Как вы можете использовать ее приемы в своем общении с ребенком, рассказывает психолог Юлия Горбулина.
Юлия Горбулина, арт-терапевт и мама, создатель проекта «СуперДЕТКИ»
Кукла — ваш помощник
В мировой литературе немало сюжетов о том, как куклы оживали и помогали своим владельцам или чему-то их учили, например мифы Древнего Китая или сказка «Щелкунчик и Мышиный король». Если у ребенка нет настроения, если его явно что-то беспокоит, но он не хочет говорить, если вы хотите разобраться в причине его капризов, предложите ему поиграть в куклы.
Куклы понятны и интересны детям, а взрослые благодаря им могут найти общий язык со своим ребенком. Кукла способна помочь ребенку найти свое место в этом мире, проявить таланты и фантазии, открыть мечты и желания.
Как можно играть
Самый простой вариант — взаимодействовать с любимой игрушкой вашего ребенка. Например, спросите вашего малыша, какое настроение у мишки (зайки, лисенка или, может, робота)? А почему оно такое? Что его испортило? Как можно улучшить настроение? Обычно ребенок переносит на игрушку все свои переживания, как на лучшего, никому не известного друга. Если же у вас есть время и желание, придумайте целое приключение, которое хотелось бы совершить вашему ребенку.
А можно взять игрушку, которая будет олицетворять важную для ребенка проблему, и обыграть вместе с ним волнующую ситуацию.
Приведу пример из своей практики. Например, Дима, который иногда чувствует сильный страх, выбрал главного героя — светловолосого мальчика. Проблему, которая так беспокоила Диму, олицетворяла фигурка черного человечка. Благодаря тому, что Дима смог осуществить этот символический перенос, найти персонаж, в котором будет воплощена его проблема, страх мальчика обрел «лицо» и перестал быть таким гнетущим. Это первая победа ребенка.
Играя с Димой, мы проговорили важные для него вещи: страх всегда с нами, но иногда он бывает и полезен, нужно осознавать его, принимать и использовать себе во благо, для достижения своих маленьких целей. В нашей игре человечек-страх даже помог Диме совершить действительно смелый поступок — кругосветное путешествие. Дима из тех детей, которых пугает все новое, но благодаря этой игре он осознал, что на самом деле маленькие и большие страхи есть у всех, они всегда с нами, но с ними можно жить. Даже со страхом можно узнавать что-то новое и смело отправляться в путешествие — а чего бояться, если страх помещается в ладошку?
Какие нужны куклы
Даже если у вас дома нет фигурок, на которые ребенок мог бы спроецировать свои переживания, не беда: сделайте их сами, из любого материала. Я за то, чтобы использовать все, что есть под рукой, давая простор своей фантазии, додумывая образ. Изготовление кукол — это психотерапевтический процесс.
Куклы из газет
В своей работе я очень часто использую бумагу, в том числе и газетную. Попросите ребенка нарисовать фломастером на газете человечка. Затем фигурку нужно вырезать, придумать ей имя и биографию: чем она занимается, что любит или не любит, что ее тревожит, а что радует. Затем вместе с ребенком вы можете создать целый мир для этого человечка, параллельно выясняя для себя, чего же на самом деле хочет ваш ребенок.
Пример из практики. Леша не умеет дружить — это их с мамой мнение. У него нет друзей в детском саду. Леша — мальчик сообразительный и очень активный, любит рассказывать истории, которые придумывает на ходу. Мама считает, что ему и так хорошо: он легко находит себе занятия в одиночестве или с братом.
Благодаря работе с газетным человечком выясняем, что у бумажной фигурки есть друзья. Их совсем немного, но они самые лучшие и дорогие, среди них есть даже инопланетянин. Они часто приходят к человечку в гости, просто так, и вообще их газетная жизнь изобилует интересными событиями
В итоге мама Леши увидела желание ребенка иметь хорошего друга. Тогда она решила пригласить в гости семью того мальчика, с которым Леша очень хочет дружить. Возможно, дома ребята найдут общий язык и станут друзьями.
Куклы из фольги
Если же ребенок не любит рисовать, лепить и шить, предложите ему фольгу. Уверена, с ней он еще не играл, а зря: из фольги можно не только делать интересных кукол, но и создавать целый блестящий и шуршащий мир. А можно придумать сказку.
Пример из практики. Алина — девочка-пацанка. Дружит с мальчишками, играет в футбол, кажется родителям очень грубой и невоспитанной. А вот куклы у нее получаются очень нежные, воздушные: роза, фея. Ей очень хочется проявить себя по-другому, но она не знает, как это сделать. И в игре с куклами это выходит легко.
Не нужно сразу ломать устоявшийся мир ребенка. Можно действовать осторожно, мягко, сначала внося перемены в игру, а затем осуществляя их в жизни. Например, сделайте красивую прическу сначала кукле, а потом и самой девочке. И пусть все видят, что она отличается от мальчиков.
Посмотрите вокруг: в вашей жизни столько материалов для создания кукол и идей для работы с ними! Пластилин, тесто, ткань, бумажный платок… Делать такие игрушки легко и просто. Единственное, что сложно, — вспомнить, как играть в куклы. Попробуйте заняться этим перед тем, как начать игру с ребенком. Ведь и вы были маленькими. И пусть куклы станут вашими помощниками!
Читайте также:
Что делать, если вам не хочется играть со своим ребенком
5 видов творчества, которые помогут ребенку пережить стресс
5 условий для формирования здоровой самооценки вашего ребенка
Фото: Pixabay.com; личный архив эксперта