Иногда родители бывают недовольны, увидев у ребёнка в руках комиксы, относятся к ним несерьёзно — это не чтение! Ничего хорошему комиксы не научат… Почему это совсем не так, рассказывает психолог и арт-терапевт Светлана Филяева.
Сразу скажу: комикс — это очень сложный вид чтения, потому что здесь параллельно идут два текста. Один вид текста — это слова, которые мы читаем, второй — это визуальный нарратив. Так что у читателя работают два полушария мозга. Левое полушарие у нас отвечает за восприятие текста, правое — это визуальная информация, картинки. Причём, они должны не только работать каждое само по себе, но и синхронно обрабатывать информацию. Поэтому даже больше того: комиксы могут читать не все люди, потому что для кого-то это слишком сложно.
Специалисты относят комиксы не к литературному жанру, а считают формой искусства. И это действительно так. При этом вес графических рассказов сразу становится больше.
Детям читать комиксы очень полезно, потому что это стимулирует работу мозга: в нём образуются связи между нейронами.
Что ещё развивают комиксы?
- Художественный вкус и читательский тоже. Сейчас в библиотеках и книжных магазинах есть издания на разные темы, выполненные в разных техниках. Можно познакомить ребёнка с творчеством совершенно не похожих художников: это может быть и компьютерная графика, акварель, черно-белая графика, очень сложные изображения.
- Творческое начало. Когда мы смотрим что-то интересное, хочется попробовать нарисовать и придумать какую-то свою историю. При этом пробовать можно разное: кому-то, как сейчас говорят, «заходит» карандаш, кому-то — краски, пастель. Часто ребёнок находит свой визуальный язык, когда рисует комиксы, и это очень здорово.
- Эмоциональный интеллект, эмпатию. Когда мы глазами видим, как герой проживает какую-то ситуацию, испытывает какие-то чувства, — это хорошее упражнение на развитие эмпатии. Ведь здесь надо понять, что означает выражение лица и почему художник использовал, например, более тёмный цвет.
- Нарративный навык. Комикс — это чёткая последовательность кадров, которая держится в определённом ритме. И это учит следить за историей, её логикой, за тем, как разворачиваются события. Тем самым развивается и умение самому рассказывать истории, — а это то, с чем сейчас у детей большие сложности. Самый сложный вопрос, который сейчас можно спросить у ребёнка — «Расскажи, о чём был фильм?». Детям очень сложно пересказывать, держать последовательность событий.
«Комиксы ещё и помогают приучить ребенка к чтению. Если читает плохо, мало, устает от чтения, замучен школьной программой, то комиксы — это очень хороший заход в тему формирования читательского вкуса. Существует такой стереотип: если ребёнок заинтересовался комиксами, то потом в руки не возьмёт серьёзную книгу. Я вас уверяю: возьмёт.
Вот он начинает читать графические истории, ему нравится, ему интересно, он перелистывает страницы, привыкает держать книгу в руках. Он привыкает тратить время на чтение, — а это тоже навык. Происходит эмоциональный отклик, — конечно, теперь легче пойдёт и другая книга. Я не знаю ни одного ребенка, который бы читал комиксы и при этом сказал: «Не буду я читать вот эту вашу книжку с буковками!!!».
На разный возраст
Для дошкольников
Лет с трёх уже можно начинать знакомить малыша с такими последовательно рассказанными историями, с коротким текстом или без. Пускай будут большие понятные рисунки, плотные страницы, минимум текста (или его вообще не будет). Ребёнок будет изучать этот визуальный рассказ и не раз пересматривать. Он быстро запомнит, кто и что сказал, на какой странице о чём речь. Пускай у него будет выбор таких книг, в разной технике: минималистичные и полные деталей, пастельные и яркие.
Советую почитать «Малыш Робот», истории о «Малютке Лабане». В первом очень много про общение, во втором — проигрывают семейные ситуации, детские страхи. Хороший вариант для маленьких читателей — очень яркая серия «Пласид и Мюзо», французский комикс о неугомонных медвежонке и лисёнке.
Для младших школьников
Богатство комиксов начинается к старшему дошкольному возрасту, младшему школьному: есть где разгуляться!
Здесь я бы обязательно обратила внимание на комиксы, которые посвящены разным направлениям.
Образовательные. Это замечательный способ для ребенка познакомиться и усвоить какую-то учебную информацию, в увлекательном и для многих даже неожиданном ключе. Совершенно «бомбическая» серия «Насекомые» у издательства «Пешком в историю». Это жизнь насекомых в комиксах, но здесь есть и сквозные персонажи, мальчик и бабушка. Каждая страница посвящена какому-то насекомому и какому-то аспекту его жизнедеятельности: как он ест, где живет, как размножается. Есть информационная карточка. Интересная серия «Морские животные», -- здесь обитатели морских глубин. Точно так же что-то рассказывается, забавно, с шуткой. Визуальная информация плюс эмоции — и мы получаем нескучный способ учиться. Есть хорошая серия «Научный комикс»: «Вирусы и микробы», «Космос», «Динозавры».
Адаптации классических произведений. Не каждую классическую книгу можно прочитать в младшей школе. Такие истории, пересказанные в жанре комиксов, позволяют познакомиться с другой эпохой, страной, с новыми людьми, расширить кругозор. Вот, например, роскошное издание «Дети капитана Гранта». Здесь всё детально прорисовано, необычные герои. Есть качественные адаптации многих классических книг, например, «Вокруг света за 80 дней» и «Робинзон Крузо».
Жизненные истории, которые помогают потренировать социальные и эмоциональные навыки. Например, серия «Ариоль». Прекрасного качества европейский комикс, который стартовал достаточно давно. Это терапевтичные истории из жизни школьника — ослика. Он в каждой истории проживает очень понятную многим ситуацию: боится идти на прививку, едет с другом на каникулы, не хочет убираться в комнате, влюбился в одноклассницу и прослушал задание учители. Здесь мы видим, как ребенок общается с ровесниками и вместе с ними учится проживать ситуации, делать выводы, нести ответственность, смеяться, получать поддержку.
Комикс дает огромную возможность поговорить и ярко эмоционально показать то, что нам не даст показать текст. Например, «Эпифания, девочка, которая боялась своей тени». Героиня буквально потонула в этой тени (это метафора её страха, тревоги) — и она отправляется в путешествие, чтобы найти способ с этой тенью справиться. Такое чтение — это работа с развитием эмоционального интеллекта. Тревога, страх — одна из базовых эмоций, почитать про неё, познакомиться в символической форме полезно.
Что ещё поможет поговорить о страхах? Серия «Эмиль и Марго» — о принце и принцессе, которые живут рядом с лесом, полным монстриков.
Идеи для творчества
В заключение советую ещё посмотреть книгу Марка Крилли «Комикс, который научит тебя рисовать». Это история о том, как мальчик учится рисовать комиксы. В содержании всё строго по делу, по шагам: набросок, светотень, пропорции, композиция, прорисовка. Это хорошая история, чтобы попробовать себя в чём-то новом, реализовать творческий импульс.
Комиксы есть на любой возраст. И родителям тоже советую поинтересоваться теми, которые читает ваш ребёнок, поискать что-то для себя. Это ещё и хорошая возможность пообщаться, обсудить что-то с ребёнком.
Читайте также:
Первые книжки о любви и дружбе
Что почитать в плохую погоду: 14 интересных детских детективов
Почему так важно читать ребёнку вслух
Фото: Evgeny Atamanenko/Shutterstock.com