Развивающие занятия для дошкольников сегодня найдутся на любой вкус: и интеллект, и творчество, и спорт, и кулинария. Хочется успеть попробовать все «развивашки»! Мы спросили у психолога Ольги Гавриловой, точно ли ребенку нужно столько возможностей для развития, сколько хотят предоставить ему родители?
Успеть все!
Сейчас рынок занятий для дошкольников велик и даже перенасыщен. Это и группы занятий для мам и малышей, всевозможные художественные и прикладные студии, спортивные занятия — от ритмики до батута, музыкальные занятия и вокал, математические и шахматные кружки, архитектурные курсы и курсы знакомства с
искусством, театральные студии, мастер-классы по оригами, кулинарии
Давайте вспомним про возрастные «сензитивные периоды» развития. Каждый из них «заточен» на развитие определенных способностей и функций, это своеобразные «окошечки» развития. Если ребенок занимается соответствующим задачам возраста, то обучение идет быстро, эффективно и в удовольствие, максимально развивая имеющиеся возможности. Если мы развиваем какие-либо функции несвоевременно, ресурсы психики разбазариваются, создавая дефицит там, куда эта энергия должна была быть оптимально направлена по возрасту, а закладывающиеся по возрасту функции пробуксовывают.
Что важно для дошкольника?
До четырех лет ребенка рекомендуется держать фокус на развитии его сенсорных способностей и процессов восприятия. В это время дети учатся ориентироваться в формах и свойствах предметов, оттенках цветов, фонемах речи
уровень умственного развития, а не ранее развитие логики как таковой! Так что раннее развитие детей с 2.5−3лет, когда их начинают учить читать, писать, считать, нейропсихологи и возрастные физиологи считают делом не только не полезным, а вредным! Ни физиологически, ни психологически ребенок к этому не готов.
Для непосредственного развития интеллектуальных способностей больше подходит возраст 5−7 лет. В это время возрастает склонность к запоминанию математических символов и выполнению математических вычислений, активно развивается пространственное мышление и воображение, а также расцветают конструктивно-технические способности.
Развивающими средствами таких способностей, кстати, прекрасно выступают конструкторы и технические игрушки, а не только специальные занятия. Именно в этом возрасте дети повально начинают увлекаться LEGO, собирать модели по приложенным инструкциям и по собственному замыслу. Дошкольника с 5 лет захватывают наблюдаемые явления природы, появляется интерес к поиску ответов. Разрозненные понятия и сведения начинают объединяться в
общую систему, ребенок ищет закономерности и делает выводы. Причем лучше всего процесс этот идет не на специальных занятиях, а в актуальных ситуациях жизни, естественным образом. На прогулках, во время просмотра передач и мультфильмов, в поездках, в процессе помощи по дому у ребенка рождаются вопросы, на которые ему интересно получить ответ, это субъективно важно в конкретный момент. Так развивается не только любознательность, но и формируется настоящая внутренняя мотивация к обучению, отношение к получению новых знаний на протяжении последующих лет учебы.
Если же ребенок получает информацию не по внутреннему порыву, а по расписанию, причем по программе, которая задается взрослым по его усмотрению, то и знания усваиваются хуже, и познавательный интерес не развивается в должной степени.
В чем еще опасность?
При таком вынужденном подходе к занятиям работает только один механизм включения ребенка в учебный процесс- на занимательности и яркости подачи. Вроде бы все хорошо, но… ребенок, приходя потом в школу, не хочет учиться, если ему не интересно, он не может включаться. А ведь, согласитесь, ничему нельзя учиться длительное время так, чтобы каждую минуту было захватывающе ярко и еще и чтобы все легко получалось. Ребенок привыкает к тому, что инициатива в обучении идет от взрослого, а не от него.
Ближе к 5−7 годам ребёнок уже не просто воспринимает информацию в готовом виде, как это было ранее, он ищет решения, учится «креативить», то есть действовать не по образцу, пробовать новые способы действия, экспериментировать. Программы же развивающих занятий чаще построены на усвоении и отработке определенных
шаблонных навыков и действий, что приводит к потере интереса ребенка к занятиям и угасанию собственной мыслительной творческой активности.
Очень важно также понимать, что ребенку-дошкольнику нравится процесс, а не повышение уровня своих способностей. Например, нравится рисовать, а не обязательно научиться технике натюрморта, петь, а не развивать голос, строить башни, а не осваивать программу. Перекос же в сторону повышения уровня приводит к резкому падению интереса ребенка к занимавшего его до этого виду деятельности, выработке отвращения и стойкому нежеланию учиться дальше.
Важно помнить, что в дошкольном возрасте активно развивается не только интеллект, это период активного включения художественных способностей (к рисованию, лепке, музыке, танцам), время, когда ребенок реализует себя в играх, в том числе ролевых, общении со сверстниками и творчестве. В случае, если ребенок не ходит в детский сад и не особо активно общается со сверстниками, родители часто хотят заполнить этот пробел в социализации развивающими занятиями. И это неплохой вариант, но с таким же успехом эту задачу будут выполнять кружки или совместные прогулки с другими детьми.
Подготовят ли развивающие занятия к школе?
Лучшая подготовка к школе — гармоничное развитие ребенка. Если же происходит процесс «натаскивания», особенно часто приходится с этим сталкиваться на программах подготовки к школе, то это не помогает по-настоящему подготовиться к 1 классу. Часто дети неплохо справляются с заданиями при поступлении в школу (при условии, что они ходили именно туда на подготовку, так как программа вступительных заданий очень разнятся в разных учебных заведениях), но совсем не обязательно легко учатся дальше. Высокий познавательный интерес (любознательность) плюс развитое внимание, память, мышление и другие познавательные способности помогут без стресса адаптироваться к школе и справляться со школьными задачами.
Если ребенок развивается по возрасту, то для его гармоничного развития вполне достаточно того, что что он видит вокруг себя в обычной жизни в контакте со значимыми взрослыми, которые разговаривают с ребенком, отвечают на его вопросы, читают ему, смотрят с ним мультфильмы и детские фильмы, обсуждают их, водят на праздники и разные мероприятия.
В детском саду также у ребенка есть возможность рисовать, лепить, разучивать песенки и движения — и этого достаточно. В специальных развивающих занятиях такой ребенок не нуждается. Да, стоит гармонизировать двигательную, интеллектуальную и творческие сферы. Но для этого можно кататься на самокате или велосипеде, рисовать дома и танцевать под музыку там же. Совершенно не обязательно для этого записывать малыша в спортивную, художественную школу и кружок «Юный математик» одновременно. Перегруз же занятиями может стать причиной многих проблем, вплоть до нервного срыва и развития психосоматических проявлений (когда у ребенка нарушается сон, иногда даже повышается температура, наблюдаются головные боли, проблемы желудочно-кишечного тракта, кожные высыпания), он становится раздражительным или агрессивным, могут возникать невротические проявления — тики, страхи.
К сожалению, очень часто ребенок до школы посещает множество разных занятий, иногда перемещаясь с одного на другое. Не успевая при этом играть, а ведь именно в игре ребенок организует свою деятельность, творит и обрабатывает эмоциональный багаж полученных впечатлений, без чего невозможно нормальное
эмоциональное развитие. Если перегрузить ребенка, сделать из деятельности для удовольствия обязаловку, особенно за счет времени свободной игры, то такой ребенок не научится сам себя занимать, привыкнув, что его активность все время организовывает взрослый, а переутомление начинает затруднять процесс развития и усвоения новой информации.
Особенно хочется обратить внимание на детей, у которых есть сложности с вниманием, логикой, речью или какие-то индивидуальные сложности в освоении счета, обучении чтению. В таком случае развивающие занятия кажутся родителям хорошим решением проблемы. Однако, это не так, желаемого результата не будет. Случится лишь потеря драгоценного времени для коррекции сложностей с помощью специалиста: логопеда, нейропсихолога,
дефектолога, педагога-психолога. А еще ощущение неуспеха на фоне других детей, что никак не будет способствовать желанию преодолевать возникшие трудности.
В целом переоценивать пользу и незаменимость развивающих занятий для детей я бы не стала. В ряде случаев родители выбирают этот вариант, если у них не получается проводить достаточное время с ребенком и встраивать в повседневную жизнь развивающие беседы, дела и совместную деятельность или они не очень представляют, как это сделать. Нередко сталкиваюсь с убеждением родителей, что развитие ребенка- сложная и целенаправленная работа, требующая специального образования, поэтому надо доверить это нелегкое дело профессионалам.
Есть интересное исследование: дошкольникам предлагалось представить, что к ним в руки попал волшебный цветок, который может исполнить их желания. Больше 40% детей загадали, оказывается, проводить больше времени со своей семьей: поехать на море, сходить в кафе, посмотреть фильм, поговорить, поиграть. Наиболее важными для детей сферами предсказуемо оказались общение (в первую очередь с родителями) и игра. Так наши мудрые дети еще раз подтвердили законы возрастной психологии, чувствуя и выбирая для себя то, что может помочь им двигаться вперед и расти над собой максимально эффективно. И никто из детей не мечтал о потрясающих развивающих занятиях.
Читайте также:
Программирование для детей: 10 школ и курсов
Раннее развитие: польза или вред?
Быстрее, выше, сильнее. Нужно ли ребенку любить спорт?
Фото: wavebreakmedia, lRomrodphoto, like/Shutterstock