«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
2:00
«Оранжевая корова». Мультсериал
«Жужжалка»«Жужжалка»
0+
4:00
«Жужжалка»
«Ум и Хрум». Мультсериал«Ум и Хрум». Мультсериал
0+
4:05
«Ум и Хрум». Мультсериал

Личный опыт: мои дети учатся в Чехии



За последние полтора месяца «О!» успел побывать в пяти разных странах мира. Мы узнали, как устроены школы и детские сады в Австрии, Венгрии, США, Англии и Италии, а сегодня отправляемся в Чехию, где живет мама двух школьниц Мелани Бачина.

Мелани Бачина
Мелани Бачина

Меня зовут Мелани Бачина, у меня двое детей, и год назад мы с ними переехали жить в Прагу. Мы долго решали в какую школу им лучше пойти: чешского языка они не знали, впрочем, как и других иностранных, русские школы, которые есть в Праге, в том числе и при Посольстве, мы не рассматривали, так как слышали разные отзывы, и все они были не самыми лучшими. В итоге, остановились на частной английской школе. Система образования — британская, сертификат об окончании выдают соответствующий, он дает возможность поступить в Университеты не только в Великобритании, но и по всей Европе.

Как устроена школа в Чехии

Начало учебного года, как правило, выпадает на август. Система такая: учеба начинается в ту неделю, на которую выпало 1 сентября. Если 1 сентября — среда, то первый день в школе будет понедельник, 30 августа. Каникулы в Европе, в отличие от России, в разных школах — в разное время. Это сделано специально, чтобы одновременно все дети не были свободны.

В нашей школе каникулы пять раз в год: в октябре на неделю, потом три Рождественских недели в декабре, неделя в феврале, неделя в апреле, и летние каникулы — два месяца. В июне мы учимся, но, как правило, уроков не так много, в основном дети ездят на экскурсии, проводят на свежем воздухе занятия, соревнования, игры или путешествуют всем классом. Например, старшая дочь ездила с одноклассниками на неделю в Германию, а младшая — на три дня на местную ферму, в которой есть гостиница для туристов или групп детей, чтобы показать им все прелести сельской жизни.

Уроки начинаются в 8.30 утра. У младших они длятся до 15:00. С 15:00 до 15:30 — клубы, или кружки, как их называют в России. Здесь они бесплатные, на выбор. Например, младшая у меня захотела ходить на йогу, рисование, в драматический кружок и на музыкальные занятия. У старшей, в основном, музыка и драма (театральный кружок). В течение дня у детей есть несколько перемен и часовой перерыв на ланч. В школе есть столовая. Еду родители заказывают заранее, через интернет. На специальном сайте можно выбрать меню и прямо там же, онлайн, оплатить. У всех детей есть чипы, с ними они приходят в столовую и им выдают заказанную родителями еду. В меню есть супы, второе и десерты, а также, вегетарианские блюда. Старшие дети предпочитают снэки или панини. В школе, также, есть небольшой буфет, где по чипу, на котором есть деньги, дети могут взять себе фрукты или йогурт. Классы небольшие, по 17-18 человек. Есть предел — больше 22 учеников в классе не может быть.

Как проходит учебный день

В начальной школе нет таких парт, как в обычной российской средней школе. Столы в классе стоят квадратом, так что дети сидят лицом друг другу, рядом есть диванчики, а на полу у проектора, на котором они смотрят какие-то учебные фильмы или мультфильмы после уроков, большой ковер. «Собраться на ковре» - это значит, что все садятся на пол и ждут каких-то инструкций или заданий от учителя. Еще в школе есть большая библиотека с диванчиками, несколько раз в неделю уроки проходят в ней, как правило, там читают вслух.

Как проходит адаптация

Помимо основных уроков, в нашей школе еще есть дополнительные занятия английским для всех детей, которые не являются носителями языка. Так как мои дети вообще не говорили по-английски, особенно младшая, то первое время им было очень тяжело. А уровень языка, который старшая дочь получила в российской школе, оказался недостаточным, чтобы общаться в языковой среде, но система ввода учеников в учебный процесс в школе очень плавная. Сначала все их время посвящено английскому, на нем проводится много дополнительных и индивидуальных занятий, зато по остальным предметам ни выполнения домашних заданий, ни понимания не требовали. Полгода детям дается именно на адаптацию и изучение языка.

Все это время мои дети очень переживали. Младшая приходила и говорила: «Я завтра в школу не пойду. Это самое скучное место на планете», я ее спрашиваю: «Почему?», а она говорит: «Ну потому что я там ничего не понимаю!» И я представляла, каково ей весь день находится в атмосфере, которую ты совершенно не понимаешь.

Первый месяц она плакала: из-за языкового барьера у нее не было друзей, с ней пытались говорить и как-то общаться одноклассники, но она их просто не понимала. Со временем, когда язык потихоньку стал приходить, она в школу стала собираться с удовольствием. Подружилась с девочкой из Афганистана. Школа у нас вообще очень многонациональная, в ней учатся дети из Кореи, Афганистана, Великобритании, Франции, Италии, Польши, Чехии, России и Украины. Поэтому раз в год у нас проходит международная вечеринка, на которую все приносят национальные блюда и приходят в национальных костюмах.

Школьные традиции

На дом в основном, задают то, что ребенок может сделать сам. Конечно, младшей дочери приходится иногда помогать, но строго с нее пока не спрашивают. Старшая дочь делает домашнюю работу сама, иногда только приходит за советом, но это касается истории или, скажем, литературы. Иногда в школе проходят праздники и учителя спрашивают, кто может помочь с организацией или принести сладкое или выпечку. В течение года проходит довольно много разных школьных мероприятий и родители постоянно в них участвуют. Это и ярмарки, и интернациональные дни, и благотворительные вечера. В конце каждой четверти в школе проходит концерт: это такой небольшой музыкальный отчет, где дети показывают все, чему научились за эту четверть, поют, играют, ставят спектакли. Большие концерты с застольями и фейерверком у нас обычно проходят на Рождество, Пасху или Хэллоуин.

Больше всего в нашей школе мне нравятся утренний кофе с родителями. Раз в месяц учителя приглашают мам и пап на кофе, мы приходим с какими-то угощениями и полчаса сидим вместе с детьми в классе. Они показывают все свои тетради, объясняют, какие задания и по каким предметам делали и как их оценили.

Кроме таких встреч, каждые полгода обязательно есть индивидуальная беседа с учителем. На ней он подробно рассказывает, чего ребенок достиг, в чем у него есть прогресс, а что наоборот нужно немного подтянуть.

Образование в Чехии

Чешский подход к образованию отличается от российского даже формально. Здесь дети по-другому сидят в классе, они могут двигаться во время уроков, ходить, брать материалы, общаться друг с другом. Это больше интерактивная модель образования, где очень многое заточено на развитие самостоятельности у ребенка, повышения его личной ответственности. Что меня больше всего впечатлило, так это безусловное внимание к детям, по-настойщему индивидуальный подход. В первую очередь, школа смотрит на ребенка: в чем он силен, в чем не очень. То, что получается хорошо, стараются развивать, дают дополнительные возможности, то, в чем ученик не очень силен, подтягивают, но не передавливают.

Еще одна важная вещь — вовлеченность. Здесь постоянно организуются какие-то проекты вне стен школы. Они, с одной стороны, образовательные, с другой стороны – развлекательные, например, дети идут в поход, чтобы изучить какую-то тему по географии. Действительно идут в горы, ставят палатки, и там параллельно проходят какую-то тему. И самое важное – здесь нет повышенной требовательности, тут с детьми, скорее, партнерские отношения. При этом я не замечала, чтобы мои дети расслабленно относились ко всему и позволяли себе не делать уроки. Наоборот, у них это первоочередная задача дома.

Наверное, пока прошло слишком мало времени, чтобы успеть присмотреться к недостаткам чешского образования. Достоинства очевидны и поэтому я пока не могу назвать ничего, чтобы мне не нравилось. Это настолько другая система образования, что пока я вижу в ней только плюсы. За прошедший год мои дети заговорили по-английски без какого-либо напряжения и зубриловки, без переживаний, что они что-то не сделают и получат за это плохую отметку, им настолько нравится учиться, что они с удовольствием делают домашние задания без моих напоминаний. И те методы, которыми до них доносят материал, действительно работают. Я это вижу.

 

Читайте также:

Личный опыт: мой ребенок учится в Италии

6 причин, почему наши дети не любят читать

 

Текст: Мелани Бачина

Фото: личный архив Мелани Бачиной, Billion Photos/Pressmaster/Syda Productions/Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти