Оказывается, в Англии дети идут в школу в четыре года, а в венгерском детском саду на полдник дают бутерброды с салом и луком! Об этом «О!» узнал в своем спецпроекте, посвященном особенностям образования в разных странах мира. Сегодня мы отправляемся в Швецию, где живет мама двоих детей Ирина Эриксон, которая рассказала нам, как устроены школы и детские сады в этой стране.
Меня зовут Ирина, у меня двое детей: старшему почти 12 лет и младшему 4,5 года. Мы живем в Швеции.
Как устроены школы и детские сады в Швеции
Мой старший ребенок учится в школе, а младший ходит в садик. Учебный год в Швеции начинается во второй половине августа. В какой день дети пойдут в школу – решает коммуна, в которой они прописаны, так что в двух соседних городах учебный год может начаться в разные дни. Заканчивается учеба, соответственно, тоже в разное время, но обычно это происходит где-то в первой половине июня. Школьные каникулы у детей пять раз в году: неделя в начале ноября, почти три недели на Рождество, неделя спортивных каникул в феврале, пасхальные каникулы в апреле и летние – с июня по август. Детский сад же работает круглый год, кроме выходных и праздничных дней.
Учебный день в нашей школе начинается в 8 утра. В нулевом классе дети учатся до 12:00, но чем старше они становятся, тем позже заканчиваются уроки. Например, в пятом классе ребята учатся до 14:00-14:30. Если родители сами еще учатся или работают, то ребенку предоставляется группа продленного дня, она работает с 7:00 до 19:00, то есть там ребенок может находиться как до начала уроков, так и после занятий. Сад в нашей коммуне работает с 6:30 до 18:30.
Совсем скоро у нас планируют открыть ночную группу для детей, чьи мамы и папы работают посменно. В нашей коммуне место в детском саду может получить только ребенок работающих или учащихся родителей. Если мама или папа находятся в отпуске по уходу за ребенком или вообще не работают, то количество часов посещения садика ограничено. У нас это 15 часов, в коммунах побогаче могут предоставить 20 часов, а в Стокгольме – до 40 часов в неделю. Ребенка можно оставлять в группе только на период отсутствия дома по работе или учебе. В некоторых коммунах могут даже позвонить на работу и уточнить расписание родителя.
В школе детей бесплатно кормят горячим обедом. Если ребенок посещает продленку, то там ему предложат завтрак и полдник. Это могут быть мюсли с кефиром, бутерброд или фрукт. В саду есть собственная кухня, где детям готовят завтрак, перекус, обед и полдник. Малышей кормят горячей едой, фруктами, дают молоко. Не знаю, как в других коммуннах, но у нас в городе вся еда должна быть без сахара, за этим очень строго следят.
Как проходит день в детском саду
Мы с мужем – работающие родители, так что наш садиковский режим – это, так называемое, «конторское время». У детей, чьи родители работают посменно или неполный день/неделю, может быть другой график посещения детского сада.
Мы приводим ребенка чуть раньше 8:00. В группе есть специальный айпад, где надо нажать на кнопочку «Пришел», и тогда имя ребенка загорается зеленым цветом. Дети с радостью делают это самостоятельно, с энтузиазмом ищут в списке свое имя, а также имена товарищей, которые уже успели отметиться. В 8:00 у ребят завтрак. После завтрака дети делятся на группы: кто-то остается в помещении и работает «в проекте», а кто-то идет на улицу.
Сейчас наши дети занимаются проектом «Мир, в котором хорошо жить», и все в садике рассматривается именно через эту призму. Очень большая часть времени посвящена экологии, например, дети ходили в лес и собирали мусор. Но мир, в котором хорошо жить, это не только экология, это еще и социальные отношения: малышам объясняют, что такое «быть хорошим товарищем», как правильно вести себя правильно в столовой.
Весь процесс фотографируют и отобранные фото заливают в вывешенный в коридоре проектор, чтобы родители могли посмотреть на своего ребенка и его товарищей. На руки родителям снимки не выдают, да и на праздниках фотографировать не разрешают. Все из-за того, что на ваших фото, к примеру, выложенных в соцсети, может оказаться чужой ребенок.
Потом следует обед. Он состоит из основного блюда, например, котлеты или рыбы, гарнира (круглый картофель, рис, макароны) и салата (морковь, капуста, брокколи). После обеда дети обычно не спят, а отправляются играть на площадке или в группе. Если хорошая погода, то малыши могут пробыть на улице целый день, поэтому воспитатели детских садов уже в апреле могут похвастаться красивым ранним загаром. Даже если погода плохая погода, на прогулку дети все равно выходят, просто ненадолго.
Как проходит день в школе
В школе дети проходят примерно те же самые предметы, которые я изучала в России 25 лет назад. Разница, конечно, есть, но она не принципиальная. Например, по математике программа немного проще, зато английский очень серьезный, так что к пятому классу мой сын прекрасно говорит и понимает по-английски. Дети много работают в группах, делают групповые презентации. Есть и самостоятельные исследования, и решение поставленных проблем.
Оценок у пятиклассников нет, они появятся только в 6 классе после очень большого количества национальных экзаменов по трем основным предметам: шведский и английский языки, и математика. Итоговый балл учитель выведет на основании работы на уроке и оценки за экзамен.
Родители постоянно на связи с педагогами, школа, также, запрашивает телефоны бабушек и дедушек, на случай, если с родителем вдруг не удается срочно связаться. Во многих учреждениях на каждого ребенка есть, так называемая, «кризисная папка», где собрана вся необходимая информация: телефоны контактных лиц, аллергии (вдруг придется применять лекарства) и другие важные сведения.
Немного о внеклассной жизни
В этом году дети решили заработать денег, чтобы отправиться в путешествие всем классом. Мы пекли кексы на продажу и организовывали дискотеку. Все это делалось, разумеется, детьми, но родители участвовали по мере возможностей и всячески поддерживали ребят.
В Швеции педагоги по закону обязаны уважительно относиться к детям: например, они никогда не объявляют оценки на весь класс, не проводят никаких собраний с прилюдным разбором кризисных ситуации. Все это здесь происходит только в индивидуальном порядке и даже учебный процесс стараются приспособить под нужды каждого конкретного ребенка.
Образовательная система в Швеции очень гибкая: если ты не успел выучить что-то сейчас, то всегда есть возможность сделать это потом. Это лишь вопрос приоритетов. И как здорово, что в любой ситуации я могу обратиться к учителю со своим вопросом, и он обязательно найдет время, чтобы мне на него ответить.
Читайте также:
Личный опыт: мой ребенок учится в Италии
5 главных отличий современного ребенка от детей прошлых лет
Текст: Ирина Эриксон
Фото: ESB Professional/Africa Studio/Pressmaster/Dreams Come True/Shutterstock.com