Каждую неделю «О!» рассказывает о том, как устроено образование в разных странах мира. В прошлый понедельник мы оказались в Мексике, а до этого гостили в Финляндии, Испании и Латвии. Следующая остановка — Германия, а точнее, маленький город недалеко от Дюссельдорфа, где живет мама 10-летней девочки, Ольга Краус.
Этим летом моя дочь закончила начальную школу. В первый класс она пошла в 6 лет, здесь все дети идут в школу примерно в этом возрасте. Никаких подготовительных курсов к школе в Германии нет, здесь все навыки дети получают в детском саду. Группы в садике смешанные, в них занимаются ребята разного возраста. Дети растут как в большой семье и учатся друг у друга. Конечно, воспитатели стараются уделить чуть больше внимания тем, кто готовится пойти в школу, но специально читать или писать малышей не учат. Считается, что если дети придут в школу чересчур подготовленными, то им там будет скучно.
Как устроена школа
Дочь учится в классической немецкой школе, но посещает занятия по русскому языку. Все дети, чьи родители не коренные немцы, имеют право изучать свой родной язык. Для нас это бесплатно, курсы оплачивает государство. Занятия проходят прямо в нашей школе, один раз в неделю. На них ребята учатся читать и писать на русском языке.
Летние каникулы в Германии всегда длятся ровно шесть недель, в зависимости от этого и устанавливается дата начала учебного года. Обычно это середина августа, в этом году первый учебный день выпал на 29 августа.
Учебный год начинается в среду, но первоклассники приходят в школу только в четверг, чтобы избежать суеты и стресса. Кроме летних каникул, есть еще две недели отдыха осенью, две недели на Рождество и столько же на Пасху. В нашей земле пообещали ввести еще одни каникулы, в мае, примерно на неделю. Но из-за этого какие-нибудь другие, скорее всего, сократят.
В этом году мы пошли в новую школу, здесь и каникулы, и учебный год начинаются на два дня раньше, чем у всех. Нам это очень нравится, потому что обычно в каникулы здесь происходит какой-то сумасшедший скачок цен на авиабилеты, а мы благодаря такому расписанию его избегаем. Очень выгодно! А иначе приходится ехать на поезде до соседнего города и лететь оттуда! Мы, например, ездили из Дюссельдорфа в Штутгарт, где каникулы еще не начались, а значит, цены на билеты были ниже. Экономия примерно в 400 евро!
Что такое «школа полного дня»
Сейчас в Германии очень распространены школы полного дня. Раньше считалось, что женщине вовсе не обязательно работать, она должна заниматься детьми, а на так называемую «продленку» ходили только дети работающих родителей, то есть, тех, кто находится в трудной экономической ситуации. А сейчас экономическая ситуация трудная в среднем по стране, так что работать приходится и женщинам, и мужчинам. А ведь дети должны быть под присмотром! Бабушек и дедушек в российском понимании тут тоже нет, пенсия в Германии у женщин начинается в 65 лет, а у мужчин в 67, так что работают все.
Классная комната состоит из двух помещений: одно больше похоже на садик, там лежат игрушки, можно поваляться на ковре, отдохнуть, а второе — классический класс, с партами. Но расставлены они не одна за другой, как в России, а группами, по 8 человек.
Каждые 3−4 недели ребята меняются местами, привыкают работать в команде. Я пока не определилась — нравится мне это или нет, потому что, с одной стороны, работа в команде — это отлично, но когда ребенок 3 недели сидит спиной к доске — это не очень здорово.
В классе учится 20−25 детей. В школе есть завтрак и обед. Завтрак проходит на второй перемене, она длится 20 минут, его мы даем с собой — обычно это бутерброд. Также у школьников есть обед, причем в классах полного дня обед обязателен. Мы сдаем на него деньги, но не школе, а городу. Это очень удобно, у учителя никогда не болит голова насчет сбора средств. Те, кто не учится полный день, могут в столовую не ходить, это вовсе не обязательно. В школе каждые две недели вывешивается меню, так что можно заранее выбрать, в какие дни ты хочешь ходить обедать, а в какие — нет. Во второй половине дня начинаются кружки, дети ходят заниматься с собаками, на рисование, в театр теней и на футбол, есть, кстати, даже специальный футбол для девочек. Все программы меняются раз в полгода.
Какие бывают школы
С первого по четвертый класс, в начальной школе, все дети получают одинаковое общее образование, а с пятого класса начинается разделение. У нас есть четыре типа школ: основная школа, реальная школа, единая школа и гимназия. Все эти учреждения выдают аттестаты разного типа. Основная школа — это ремесленные профессии, считается, что туда попадают не очень способные дети. С аттестатом основной школы поступить в университет нельзя.
Для того чтобы поступить в институт после реальной школы, придется еще пойти в колледж. Возможность сразу получить высшее образование дает только гимназия. Когда я была школьницей, в России было само собой разумеющимся после школы сразу же поступить в институт. В Германии высшее образование получают далеко не все, в основном люди выбирают специальное, профессиональное. Причем делают это не в институте, а внутри предприятия. Выбираешь понравившуюся фирму, интересную специальность, отправляешь туда свое портфолио, если тебя берут, то два дня в неделю ты проводишь в школе, а три дня — на предприятии, получая сразу и знания и навыки.
Внеклассная жизнь
Уроки по будням дети делают в школе, а вот в выходные приходится заниматься дома. Моя миссия — напомнить о том, что пора садиться за стол, по собственному желанию дочь за уроки берется редко. Ну и проверить потом, конечно. Хотя педагоги говорят, что мы не должны этого делать, это в обязанности родителей не входит. Но у нас в классе 25 детей, честно говоря, не думаю, что наш учитель в состоянии проверить все работы. В классах полного дня проходит не очень много концертов, ярмарок и прочих школьных мероприятий.
Все понимают, что мы отдали детей на полный день не потому, что нам неохота с ними возиться, а потому, что все мы работающие родители. А внеклассные мероприятия у нас бывают по выходным. В них мы участвуем не потому, что это обязательно, а потому, что сами этого хотим. Во многих семьях есть только один ребенок, у нас не будет другого случая сходить на школьный пикник всей семьей, поэтому мы с большим удовольствием принимаем участие в этих встречах.
Мой самый любимый праздник — «Санкт-Мартин», он проходит зимой: дети мастерят из бумаги красивые фонарики, в которые вставлены лампочки, потом идут с ними по улицам, устраивают большой костер на площади, а родители пьют глинтвейн и едят сосиски. На таких мероприятиях у нас есть возможность пообщаться друг с другом в неформальной обстановке.
Два раза в год у нас проходят обязательные встречи с учителем. На родительских собраниях нам рассказывают о школьной жизни в общем, а обсуждать конкретного ребенка педагог может только наедине с его мамой и папой. По любому поводу учителю можно написать электронное письмо, он отвечает на них достаточно быстро, ну, а если что-то экстренное, то, конечно, можно и позвонить.
В начальной школе наш учитель организовывал специальные встречи с родителями, на которых объяснял мамам и папам материал, который проходят дети. Например, класс проходит тему «Деление в столбик», он приглашает нас и рассказывает, как он это им будет объяснять, чтобы мы не навязывали детям то, что сами выучили в школе.
Кстати, наш педагог — это молодой мужчина, он, кажется, пришел к нам сразу после института, это его первый класс, так что он был очень мотивирован на работу с детьми. Его основной предмет, предмет его души — математика, поэтому он предупредил нас сразу, что действовать будет нестандартными методами, у него своя методика.
Как прошел выпускной из начальной школы
Как проходит выпускной — решают все вместе, ведь это общий праздник для детей с родителями. У нас был очень дружный класс, мы могли, например, в выходные собраться в ресторане, просто посидеть, и пригласить туда учителя.
Нам было интересно друг с другом. На выпускном мы практически плакали. Решение о том, как проводить праздник, приняли на общем собрании. Было предложено несколько идей, мы проголосовали и выбрали лучшую.
Мы забронировали домик для барбекю на берегу озера, с пологим выходом к воде. Наняли специального инструктора, который разделил детей и педагогов на две команды и вместе с ними строил плоты, а родители пока разжигали угли, жарили сосиски и пили шампанское. Нам очень повезло с погодой, было жарко. Всем детям надели спасательные жилеты и спустили построенные плоты на воду. В итоге, конечно, все оказались в воде, а родители только и успевали фотографировать. Все были очень счастливы. Собирать деньги на выпускной нам даже не пришлось. Каждая семья с первого класса откладывала в кассу класса по 2 евро, так мы и накопили на праздник.
Текст: Ольга Краус
Фото: gpointstudio/patat/LightField Studios/rawiwano/FamVeld/Shutterstock.com