«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
13:15
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
«Отель у овечек». Мультсериал«Отель у овечек». Мультсериал
0+
15:35
«Отель у овечек». Мультсериал
«Эмми и Гуру. Уроки природы»«Эмми и Гуру. Уроки природы»
0+
16:25
«Эмми и Гуру. Уроки природы»

Личный опыт: моя дочь учится в Швейцарии



Каждую неделю «О!» рассказывает о том, как устроены школы и детские сады в разных странах мира. Сегодня нас пригласили в гости Анна Чедия Сандермоен и ее дочь Марта, которые живут в Швейцарии.

Анна Чедия Сандермоен
Анна Чедия Сандермоен

Мы с дочерью переехали жить в Швейцарию, кантон Цуг, когда Марте было 9 лет. В Москве она окончила второй класс, здесь в 2014 году пошла в третий в государственной школе, а этой осенью перешла уже в шестой. Система среднего образования в Швейцарии очень отличается от привычной нам, российской. Расскажу не только о том, как тут все устроено, но и о вещах, которые меня приятно удивили.

«Уважение — Доверие — Взаимодействие»
«Уважение — Доверие — Взаимодействие»

Как мы преодолевали языковой барьер

В Швейцарии несколько государственных языков, а в нашей школе преподавание ведется на немецком, и изучают его по 9 часов в неделю. Когда мы переехали сюда, у нас был целый комплекс проблем с языками. Я хотела, чтобы Марта не забыла русский и продолжала его изучать. При этом ей нужно было срочно и с полного нуля выучить сразу два новых иностранных языка: немецкий для учебы и контактов со сверстниками и английский, чтобы общаться в семье, поскольку мы с мужем и новыми родственниками разговариваем между собой именно на нем.

Поначалу мы с дочкой честно садились за русские учебники каждый день: я хотела, чтобы Марта проходила параллельно и программу отечественной школы. Это было мучительно для нас обеих. И мой супруг сказал: «Твоя дочь прекрасно говорит по-русски, и она уже точно никогда не будет говорить хуже. Ее накопленные знания никуда не денутся. Можно спокойно все свои силы бросить на изучение других языков, не волнуясь за русский». И он оказался прав!

Сначала мы нашли учителя английского, живущего по соседству канадца: он занимался с Мартой целый учебный год раз в неделю по часу. Через год Марта была одной из лучших в классе по английскому языку. Немецкий она изучала в школе с нуля по специальной языковой программе, предназначенной для всех детей иностранцев, зачисленных в государственные школы Швейцарии. Спустя два с половиной года почти ежедневных и очень интенсивных уроков Марте сообщили, что теперь она может заниматься немецким наравне с остальными, как носитель, по обычной школьной программе. С этого учебного года она уже изучает в школе и обязательный по программе французский. А родной язык, как и говорил муж, дочь не забыла и постоянно его совершенствует: смотрит русские фильмы, читает русскую литературу.

Я сделала важный вывод: если человек способен владеть хотя бы одним языком, даже родным, на высоком уровне, то любые другие языки ему по плечу. Это лишь вопрос усердия и дисциплины. Я уважаю мнение о том, что лучше знать несколько иностранных языков, но не в совершенстве, чем только один и хорошо.

Дочкин класс вместе с учителями встречает рассвет в Швейцарских Альпах
Дочкин класс вместе с учителями встречает рассвет в Швейцарских Альпах

Как устроен учебный процесс в начальной школе

Учебный год в нашем кантоне начинается в августе. Отмечается это самодеятельным спектаклем с участием учителей, который показывают детям и родителям в нашем местном клубе. Педагоги поют, танцуют, играют на инструментах и даже порой совершают акробатические трюки. Потом дети, которым выдали воздушные шарики, идут с ними на школьную площадь и по команде под восторженные крики выпускают их в небо. После этого и начинаются уроки. Традиции приносить цветы учителям здесь нет.

Занятия у Марты по будням, а в среду еще и короткий день, до 12 часов. С полудня до 13:30 — обеденный перерыв. Можно пообедать в школе, но некоторые дети ходят домой. Именно ходят или ездят на автобусе: отвозить детей в школу и забирать из нее на машине здесь не принято.

Ситуация, когда на уроке ребенок играет со своим телефоном, невозможна: здесь запрещено приносить в школу смартфоны. Общедоступного интернета в школе тоже нет, только на уроках информатики, где детей учат пользоваться поисковыми системами и писать электронные письма.

Каждый ребенок в начале года получает практически все необходимое для занятий: тетради, учебники, даже именные ластики. Родителям остается купить только канцелярские принадлежности, рюкзак, физкультурную форму и сменную обувь. Кстати, все спортивные залы оборудованы душем, чтобы после уроков физкультуры ребенок мог помыться перед следующим занятием. Обычной школьной формы здесь нет.

Особенности преподавания

По основным предметам в начальной школе детей учит один педагог, причем урок длится полтора часа, и учитель сам решает, какой дисциплине уделить внимание. Это может быть 15 минут математики, 30 минут изучения окружающего мира, полчаса немецкого и 15 минут синхронных танцев, чтобы дети смогли расслабиться. Такой урок длится без перерыва: детям он не нужен, из-за переключения на новую деятельность они не утомляются.

Программа начальной школы строится по интересному принципу: по всем предметам в разных аспектах рассматривается одна и та же тема. Например, сначала дети изучали насекомых: решали про них задачи, лепили из пластилина и рисовали их. После каникул они проходили по тому же принципу кошек. А ближе к концу декабря занимались Рождеством и всем, что с ним связано.

Обучение базируется на практических вещах: например, в качестве домашнего задания может быть письмо кому-то из родных. Ребенку выдают лист бумаги, на котором изображено какое-нибудь животное. На листе можно не только писать, но и рисовать. И это не задание ради задания: ребенок приносит в класс письмо вместе с адресом, а школа его отправляет. По-моему, такой подход очень стимулирует интерес ребенка к учебе.

Здесь родители избавлены от необходимости делать домашнюю работу вместе с ребенком. Ее почти не задают: все, что нужно, учитель объясняет классу на занятиях.

Необычные предметы

Еще здесь учат детей основам финансовой грамотности: им выдают настоящие деньги и каталоги из супермаркета. Располагая определенной суммой, ребенок учится планировать свой бюджет на покупки.

Удивительна программа по труду: все дети учатся работать с лобзиком, вышивать, плести из лозы. В четвертом классе они уже осваивают швейную машинку! Дочь сама сшила сумочку. Еще детей учат прыгать через резиночку, есть даже учебный материал по такой дисциплине!

Подход к детям

В школе моей дочки не принято сравнивать детей с другими. Это одна из основополагающих ценностей общества, где стремятся к равноправию. Здесь уделяют внимание не тому, насколько хорошо ребенок учится, а как ему удается социализироваться, взаимодействовать с окружающими людьми и развивать свои способности.

Я привыкла к тому, что в обычной школе детей критикуют, и это норма жизни. Здесь же детей принято хвалить, отмечать их собственный прогресс. Здороваться и прощаться с учителями за руку каждое утро и вечер — это обязательное требование к детям в школе.

С классом работают психолог и стоматолог, и их услуги оплачиваются государством. Детей регулярно вывозят на экскурсии и в походы. При этом нам ни за что не приходится платить. Все организационные и финансовые вопросы школа решает сама.

Первые дни в этой школе моя дочь постоянно удивлялась: «Мама, ты представляешь, тут по сравнению с Москвой вообще нет дисциплины: можно без спросу пить воду и ходить в туалет! И вместо рук все поднимают пальчики! И можно даже полежать на кровати в классе».

Родительские собрания

Встречи учителей с родителями в начальной школе проводятся раз в год, причем в индивидуальном порядке, то есть только преподаватель и наша семья, включая саму Марту. Темы для обсуждения учительница пишет не на бумаге, а на вот таких камешках. Каждый камешек — это какой-то аспект обучения: математика, немецкий, почерк, терпение, ответственность, счет, мотивация и так далее. Ребенку, полноправному участнику этой беседы, предлагается самому выбрать камешек с темой, с которой мы начнем обсуждение.

Эти камешки — не просто оригинальный способ подачи информации. Просто представьте, какая картина мира формируется у ребенка, когда он берет их в руки! Их не только приятно трогать: они представляют собой понятия, из которых складывается взрослая жизнь.

Впечатления от швейцарской системы образования

Есть мнение, что детей в европейских школах больше балуют, чем учат. Занятия построены в игровой форме и, как некоторые думают, хоть дети и рвутся в школу и ходят довольные, но на самом деле знаний они получают мало. Я с этим не соглашусь. Дети не только любят ходить в школу, они также получают много знаний, а главное, своевременно — именно тогда, когда они к этому готовы.

Нельзя не оценить то, с какой аккуратностью, щепетильностью и смыслом организовано все учебное пространство на территории школы. При этом дети обучены и хорошо знают, что где лежит, откуда что брать и куда и как класть обратно, как обращаться с подсобным материалом и соблюдать технику безопасности. И это один из фундаментальных принципов дисциплины.

За время жизни здесь и обучения Марты в местной школе я сделала важный вывод: главное — не давить на ребенка. А это возможно только в системе, в которой никто и ничто не давит, ни школа, ни окружение, ни родители дома. Всему свое время, и система образования поддерживает этот принцип.

Пока я жила с дочкой в России, у меня вызывало сильный дискомфорт какое-то паническое отношение к школе вообще. Сейчас моя дочь в восторге от швейцарской школы и не очень любит вспоминать, как училась в Москве. Ей всего 12 лет, а она уже говорит на четырех языках! Я вижу, что она по-взрослому серьезно относится к учебе и, с моей точки зрения, в этом большая заслуга школы и учителей.

Читайте также:

Детская профориентация: кому она нужна?

Тайм-менеджмент для первоклассника

Правда или ложь: как учатся дети в разных странах?

Фото: архив автора/Iakov Filimonov/Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти