Многим детям чтение не приносит никакого удовольствия и выглядит скорее как тяжелая повинность. Если в начале обучения чтению возникли трудности, например, с произношением слов или быстрым определением отдельных букв и слогов, могут сформироваться негативные ассоциации с процессом. Даже если проблемы со временем решатся, эти ассоциации могут сохраняться еще долго, у некоторых детей — до конца начальной школы.
«Если ваши первые опыты в любой области получились скорее неудачными, чем успешными, то ожидать, что вы быстро захотите к ним вернуться, довольно нелогично. Это же касается и чтения», — говорит Питер Аффлербах, профессор чтения в Университете Мэриленда. Конечно, чтение полезно — не только потому, что помогает расширить словарный запас и получить новые знания. Это еще и способствует укреплению социальных связей, ведь прочитанным можно поделиться с друзьями, членами семьи и учителями. Тем не менее, бывает трудно заставить детей делать то, чего они просто не хотят делать. Приходится прибегать к бесконечным уговорам, торговле или угрозам, чтобы ребенок прочитал сам хотя бы пару страниц? Вот три стратегии, которые точно помогут.
Читайте всё, где есть буквы
Чтение — это не только книги. Журналы для дошкольников, блоги, комиксы, титры в смешных видео, даже аудиокниги — все это тоже вполне подходящие формы литературы, которые могут привлечь внимание ребенка и способствовать развитию его грамотности. Не стоит бояться позволять детям читать, например, графические романы или текстовые мемы: важно, чтобы процесс чтения был запущен. Может быть, тексты из развивающих пособий, детские сказки или даже книжки «по возрасту» и правда ему не интересны, но наверняка найдется то, что заинтересует. Понаблюдайте, чем в этот период увлечен ребенок: динозавры, сложные конструторы, куколки, пони
Сделайте чтение активным
Если ребенку скучно во время чтения, вы можете совместить его с другими занятиями, которые помогут увлечься содержанием. Например, параллельно можно рисовать иллюстрации или лепить героев из пластилина. Ориентируйтесь и на тему книги: например, почитав что-то о растениях или о садоводстве, можно вместе посадить что-нибудь на грядке или дома в горшке, про корабли — значит, можно найти разные схемы оригами и сложить кораблики из бумаги. Кстати, такие совместные занятия еще и укрепят связь между вами.
Детей постарше можно привлечь уже к более глобальным заданиям, связанным с поиском информации (а, значит, и чтением): например, попросить их составить список достопримечательностей для семейной поездки или выбрать интересное мероприятие на выходные.
Привлеките помощников
Воспитатель в детском саду или учитель начальной школы — те, кто регулярно взаимодействует с ребенком и тоже имеет представление о конкретных трудностях, с которыми он сталкивается. Среди факторов, влияющих на отсутствие интереса к чтению, есть связанные с эмоциональным и физическим здоровьем и непосредственно с навыками. Педагог поможет определить, в чем затруднения: возможно, это фонематический слух, словарный запас или понимание текста, техника чтения, и целенаправленно работать в этом направлении. Кстати, стоит пользоваться и возможностями библиотек — выбор книг тут точно больше, чем дома, а еще можно попросить посоветовать что-нибудь, что соответствует интересам ребенка.
Читайте также:
Как отбить у ребёнка желание читать. 5 ошибок мам и пап
Почему ребёнок не любит читать? 6 причин
Фото: Shutterstock