В возрасте трех-четырех лет в ребенке просыпается неутомимый почемучка. Его интересует, как все устроено, где что находится, зачем и почему именно так, а не иначе. Поддержать любознательность маленького исследователя можно обратившись к специальной литературе, созданной для детей. Давайте разберемся, что понимается под детской познавательной литературой.
Познавательную литературу для детей принято делить на два вида — научно-художественную и научно-популярную, или познавательную. В научно-художественном тексте фактическая информация подается в сюжетной форме. Но в отличие от собственно художественного произведения в основе сюжета лежат причинно-следственные связи научного характера, развязка истории продиктована законами природы. В отличие же от научно-познавательного текста, увлекательный рассказ вызывает эмоциональный отклик, заставляет сопереживать герою, ставит перед выбором, что хорошо, что плохо.
В качестве примеров таких текстов можно привести рассказы М. Пришвина, В. Бианки, И. Акимушкина, Н. Сладкова, Г. Скребицкого, Э. Шима, А. Брэма. Часто такие произведения включены в учебник литературного чтения. Также к научно-художественной литературе можно отнести художественные биографии ученых и исторических деятелей, произведения о природе, в которых научная информация преподносится в образной форме. Достоинство научно-художественной литературы в том, что она не только развивает ребенка интеллектуально, но и эстетически. С одной стороны, она пробуждает в маленьком читателе любознательность, а с другой, помогает определиться с отношением к окружающему миру.
Второй вид познавательных текстов, научно-популярная литература, содержит систематизированные сведения о науке и ее творцах, предназначенные не для специалистов в данной области знаний. Другими словами, научные факты излагаются доступным языком. Кроме того, акцент в таких текстах делается не на перечислении сухих фактов и цифр, а на увлекательной их подаче. Например, через повествование об истории открытий, описание необычных свойств обычных вещей, заострении внимания на непознанных явлениях, приведении различных версий, объясняющих эти явления. Обязательно в таких изданиях используются яркие примеры и иллюстрации, но в то же время научно-популярная литература стремится к точности, объективности и лаконичности изложения, чтобы не загружать читателя второстепенной информацией, но доступно рассказывать ему о самой сути вещей и явлений окружающего мира. Обилие в таких текстах понятий и терминов способствует формированию логичного и системного мышления.
С научно-популярными текстами дети знакомятся практически на всех уроках, например, при чтении параграфов по окружающему миру, биографических сведений по литературному чтению, правил по русскому языку. К этим же текстам относятся атласы-определители, справочники, содержащие краткую справку, и энциклопедии с обширными статьями. Научно-популярные издания могут объединяться в серию, при этом каждое издание содержит в себе сведения из какой-то одной области знания.
Полезные советы
При выборе познавательной литературы для ребенка обратите внимание на эти четыре важных фактора:
Жанр. Определите, какую книгу будет интереснее читать ребенку — в форме рассказов или энциклопедию.
Оформление. Объяснение научных фактов обязательно должно сопровождаться качественными иллюстрациями.
Язык изложения. Он должен быть доступным, без сложных конструкция. Термины и понятия должны обязательно сопровождаться толкованием и объяснением на примерах.
Научность сведений. Несмотря на простоту подачи, материал должен отражать научные факты.
Другие статьи центра начального образования «Просвещение»:
8 плюсов учебной программы «Перспектива»
Проверьте, готов ли ваш ребенок к школе?
3 совета, которые помогут вырастить вежливого ребенка
Фото: pressmaster/Shutterstock.com