Четвёртый выпуск программы «О! Дети» был посвящен детским лагерям. Нужно ли отправлять ребёнка в лагерь и в какой именно? Что делать, если сын или дочь звонят и умоляют забрать их домой? Как понять, готов ли ребёнок отправиться в самостоятельное путешествие? С какого возраста? На что нужно обратить особое внимание при выборе лагеря, чтобы поездка стала ярким приключением для детей, а не тяжёлым испытанием для всей семьи? Главный редактор телеканала «О!» Анна Шнайдер и её гости попытались вместе найти ответы на эти вопросы. Представляем вам текстовую версию этой дискуссии.
Анна Шнайдер: Здравствуйте, это программа «О! Дети», наш совместный проект с «Одноклассниками». Мы говорим об образовании, воспитании и развитии детей и приглашаем к диалогу всех, кому это интересно. А сегодня у нас одна из самых горячих летних тем — детские лагеря. Отправлять своего ребёнка в лагерь или нет? В каком возрасте? Зачем? Какие лагеря сегодня есть на рынке и что делать нам, родителям, пока наш ребёнок в лагере? Миллион вопросов! Давайте искать ответы вместе! Рядом со мной в студии популярный актёр театра и кино Дмитрий Миллер.
Дмитрий, спасибо, что пришли поделиться с нами своим опытом, а он у вас большой. Вы воспитываете троих детей: мальчика и двух девочек. Как вы относитесь к лагерям у себя в семье?
Дмитрий Миллер: У меня отрицательного опыта не было. Нашего старшего мы единственный раз отправили в лагерь больше десяти лет назад, долго к этому готовились материально, потому что планировали купить ему путевку на море, в «Артек». Мы с супругой не были в этом лагере, но в то время он был лучшим. Даня вернулся оттуда окрылённым, провел там две смены, обрел новых друзей и подруг. На тот моменты сыну было 14 лет.
Анна Шнайдер: Дмитрий, а вы помните, как вы дома это обсуждали? Вы вовлекали ребенка в процесс выбора, куда ему ехать? Или поставили его перед фактом: «Сынок, если ехать, то только в „Артек“, потому что я помню из своего детства, что это круто!»
Дмитрий Миллер: Я не помню, чтобы на тот момент была какая-то альтернатива, кроме «Артека», он был самым известным, да и все знакомые говорили только про него. Других лагерей мы не знали, да и не интересовались, так что проблема выбора не стояла.
Анна Шнайдер: С первым ребёнком у вас не было проблем при выборе лагеря, а сейчас их огромное множество, и у родителей начинается нервотрёпка именно на этом этапе. Как вы думаете, когда эта задача встанет для ваших дочерей? И встанет ли?
Дмитрий Миллер: Наверное, когда девочкам будет ближе к десяти годам, мы задумаемся, куда их отправить.
Анна Шнайдер: А что касается тематики лагеря, куда бы вы их отправили? Потому что сейчас есть языковые, патриотические, спортивные, туристические лагеря и так далее.
Дмитрий Миллер: Хорошо бы, чтобы это был симбиоз некоторых направлений. Можно их отправить куда-то недалеко, но можно и в другую страну, хотя это было бы для меня более волнительно.
Анна Шнайдер: Мы вам сейчас поможем с выбором. Я с удовольствием приглашаю в нашу студию экспертов по этой теме: Анну Мазур, специалиста первого информационного интернет-каталога детских лагерей Incamp.ru, Алексея Щербакова, руководителя и идейного вдохновителя знаменитого клуба путешественников «Робинзонада» и Маргариту Ёлкину, клинического психолога, психотерапевта, который работает с детьми и подростками. Маргарита, как вы считаете, обязательно ли сегодня ребёнку пережить «лагерную жизнь»?
Маргарита Ёлкина: Все ребята очень разные. Бывают тревожные, бывают домашние дети, те, которые через пять минут в любой песочнице найдут себе друзей. Таким ребятам, конечно, хорошо ехать в лагерь, они приедут с новыми товарищами и впечатлениями. Для тревожных детей этот опыт вовсе не обязателен.
Анна Шнайдер: Я понимаю, что всё очень индивидуально, но есть среди детей выраженные интроверты, которые сидят с книжкой и не хотят выходить во двор, а есть те, которым нужен толчок, чтобы они начали общаться со сверстниками. Как понять, готов ли ребёнок к лагерю и что ему нужен этот опыт?
Маргарита Ёлкина: Это можно увидеть ещё со школы, как ребёнок влился в коллектив, может ли он находить общий язык с новыми людьми. Если у него там получилось наладить отношения, то и в лагере должно быть всё хорошо.
Анна Шнайдер: Зачем современным детям ехать куда-то, где они будут вынуждены вести какую-то активную внешнюю жизнь? Нужен ли им этот опыт? Ведь дома у них есть три гаджета — и можно комфортно провести время с телевизором, с айпэдом и телефоном.
Маргарита Ёлкина: Они получат позитивный опыт, потому что в лагере есть дисциплина, распорядок. Опыт дружбы, адаптации, когда тебя засунули в чужую среду и ты обязан с этим что-то делать, чтобы тебе было хорошо, это очень важно!
Анна Шнайдер: Алексей, у вас вообще удивительная история, потому что вы изначально «Робинзонаду» делали для своих детей. Почему так произошло? Вам не нравилось то, что было на рынке?
Алексей Щербаков: В 90-е годы не то что с выбором лагерей, с продуктами было непросто. Я сам педагог по образованию, в то время занимался детским туризмом, водил ребят в походы. Когда мои дети стали подрастать, мы думали, чем их занять, потому что для походов они были ещё маленькими. Тогда мы придумали небольшой палаточный лагерь для своих детей и их товарищей, а потом это выросло в большой клуб детских путешествий.
Анна Шнайдер: Алексей, как вы выбираете темы для детских смен?
Алексей Щербаков: Название у нас связано с тем, что мы воспринимаем попадание детей в лагерь как путешествие, как своеобразную робинзонаду: для него всё новое, он должен заново выстроить со всеми отношения. У меня четверо детей, пока они были маленькие, мы успели заметить, что любой наш выезд с ребёнком из дома, смена обстановки потом очень форсировала его развитие. Лагерь — это способ сдвинуть реальность, но здесь очень важно его правильно выбрать. Как говорится: «Какой вуз у вас в городе самый лучший? Самый старый!», потому что у него сложились традиции. Так же и с лагерем: нужно выбирать с хорошим опытом и традициями, тогда вы будете спокойны и за безопасность детей. А затем нужно смотреть на психологический комфорт: насколько виды деятельности лагеря подходят ребёнку, насколько его задевает то, что лагерь заявляет о себе, какие о нем есть отзывы, вдруг туда уже кто-то съездил?
Анна Шнайдер: Как раз такая информация собирается у вас, Анна, да? Насколько сегодня предложение удовлетворяет родительский спрос на разные лагеря?
Анна Мазур: Абсолютно точно удовлетворяет. У нас на сайте более 30 типов лагерей: семейные, профориентационные, по робототехнике, экскурсионные, туристические, за границей, на море, с экстремальными видами спорта, даже такие, где дети учатся летать на самолете! В топе сегодня — лагерь на море, языковой и спортивный.
Дмитрий Миллер: А какой стаж должен быть у лагеря, чтобы можно было доверить ему своих детей?
Алексей Щербаков: Я бы опасался лагерей, которые моложе трёх лет.
Маргарита Ёлкина: Соглашусь с коллегой, если лагерю от трёх лет и больше, о нем собрано достаточное количество подробных отзывов, причем не только от родителей, но и от детей, которые там были.
Анна Шнайдер: Анна, что вы рекомендуете тем родителям, которые при выборе лагеря не справляются с большим объёмом информации на вашем сайте? На что вы советуете им обратить особое внимание?
Анна Мазур: В первую очередь мы рекомендуем спросить самого ребёнка: куда он хочет и что он желает от этой поездки получить. Если у сына или дочери пока низкая мотивация или они никогда не были в лагере, то их необходимо максимально вовлечь в выбор: показать фотографии, рассказать, какая будет программа на смене, тогда они будут понимать, куда едут, что их там ждёт, какая команда их встретит. Второй момент — читать отзывы. У нас на сайте мы публикуем и положительные, и отрицательные.
Анна Шнайдер: Алексей, как вы думаете, с какого возраста ребёнка можно отправлять в лагерь?
Алексей Щербаков: Нужно, чтобы ребёнок начинал ездить в лагерь в младшем школьном возрасте, потому что тогда, будучи подростком, ему будет комфортнее общаться и со сверстниками, и с вожатыми. Не стоит отправлять его сразу на несколько смен. В «Робинзонаде» мы приглашаем ребят в «пробный лагерь», на пять дней, чтобы попробовать и получить свой первый опыт. А подросткам обязательно нужно ездить в лагерь, чтобы общаться со своими сверстниками и учиться быть самостоятельными. Выбирая площадку для более старших детей, не стоит обращать внимание на какие-то бытовые условия проживания, главное — среда, окружение, смыслы, которые представляет лагерь. У него обязательно должна быть программа. Я не рекомендую лагерь, в котором кучка детей просто собирается вместе и воюет против вожатых.
Анна Мазур: А еще в последнее время набирают популярность семейные лагеря, туда принимают детей от трёх лет с родителями. Для особо тревожных взрослых хочу порекомендовать дневной лагерь в городе, куда можно отправить ребенка без ночевки, чтобы понять: понравится ему там или нет.
Анна Шнайдер: Маргарита, у меня к вам вопрос: в каком возрасте нужно отправлять ребёнка в лагерь и как правильно его подобрать, если у детей есть очень сильная привязка к личности взрослых, вожатых, которые там работают?
Маргарита Ёлкина: В идеале в лагерь нужно отправлять ребят младшего школьного возраста, но опять же, все дети разные, нет универсального совета. Ещё нужно помнить: чем младше ребенок, тем короче смена, потому что малышам длительное расставание с родителями будет очень тяжело пережить. По поводу взрослых: сейчас многие лагеря заранее знакомят детей с вожатыми — и это очень правильно, когда ребята могут приехать с родителями на какую-то общую встречу, познакомиться со всеми, попить чай, пообщаться. Должно быть живое общение, после которого ребёнок сможет сделать выбор: «О! эти вожатые крутые, а к этим я бы не пошёл». Хорошо, когда в лагере образуется команда, в которой младшие могут ориентироваться на старших, когда подростки могут быть почти на равных с вожатыми — и те становятся их советчиками, вожаками стаи, а не педагогами в классическом понимании смысла этого слова.
Анна Шнайдер: Алексей, а как на уровне лагерей решается вопрос безопасности детей и как осуществляется контроль за этим вопросом? Кто определяет, на какой базе будет лагерь?
Алексей Щербаков: Эти вопросы сейчас контролирует государство, у которого сформированы определённые и очень жесткие требования к лагерям с точки зрения организации среды и обеспечения безопасности. Я рекомендую родителям при выборе лагеря внимательно посмотреть на его локацию, устраивает она или нет, рассмотреть фотографии, прочесть про программу, которая предлагается детям, не вызывает ли она опасений? Если вы принимаете это, можно дальше искать отзывы о лагере и так далее.
Анна Шнайдер: А если государство контролирует вопросы безопасности, означает ли это, что существует какой-то список лагерей, которые прошли проверку, и есть список тех баз, на которых эти лагеря располагаются?
Анна Мазур: Да, такой реестр существует, он у нас представлен на сайте. Там перечислены лагеря по всей России, а также даны анкеты каждой организации, где указано, находится ли данная база в реестре.
Анна Шнайдер: Какая подготовка сегодня у тех, кто работает с детьми в лагерях и какой она должна быть?
Маргарита Ёлкина: У вожатых обязательно должно быть педагогическое, в идеале — детское психологическое образование.
Алексей Щербаков: Если мы исполним все пожелания про такое образование, то ценник будет просто космический. У нас в «Робинзонаде» микс: в роли начальника лагеря, старших вожатых работают люди с профессиональным педагогическим образованием и с опытом, а в роли помощников вожатых — инструкторы, наши выпускники или их товарищи. Для таких ребят есть «Школа инструкторов», где мы даем им азы, необходимые для работы с детьми, учим общаться.
Анна Шнайдер: А есть ли какие-то нормативы, сколько детей должно приходиться на одного вожатого?
Анна Мазур: В зависимости от лагеря эти цифры отличаются, но в среднем пропорция 1:6, то есть на одного вожатого приходится 6 детей.
Анна Шнайдер: Что делать родителям дальше, когда они выбрали лагерь, отправили туда ребёнка?
Маргарита Ёлкина: Отдыхать, получать удовольствие! Переключиться на свою жизнь, провести это время так, как хочется тебе, не в роли мамы или папы, а просто как взрослому человеку.
Анна Шнайдер: А если не получается переключиться? Что делать, если ребёнок звонит из лагеря, плачет и хочет, чтобы его забрали домой?
Маргарита Ёлкина: Я, как детский специалист, на стороне ребёнка, поэтому — забрать. А так, постараться разобраться в ситуации, выслушать все стороны, позвонить вожатым, поговорить: что происходит, почему ребёнок плачет и хочет домой? Слезы далеко не всегда означают, что именно в лагере все плохо, может быть, это пятиминутный аффект: сын или дочь поругались с другом — и всё, жизнь закончена, заберите меня отсюда. В таком случае стоит подождать, когда ребёнок успокоится, перезвонить позже, попросить вожатого поговорить с ним, а потом ещё раз позвонить, узнать, прошла истерика или нет. Может быть, сын или дочь не готовы разлучаться с родителями, и тут вопрос: перепрыгнут они этот барьер или нет, всё может быть по-разному. Если на четвёртые сутки ребёнок не адаптировался, продолжает звонить и плакать, все, он уже не адаптируется, не вольётся в коллектив, нужно ехать и забирать его. Потому что и ему тяжело, и другим детям тоже.
Анна Шнайдер: А есть ли у вожатых какая-то инструкция, что делать в таком случае с детьми младшего школьного возраста, которые первый раз попадают в лагерь?
Алексей Щербаков: Хочу рассказать о наших порядках. Мы не отбираем мобильные телефоны, потому что это связь с домом, с жизнью, он должен быть. Мы даем родителям номер нашего руководителя и просим сразу же звонить ему по любым вопросам. Мы пытаемся понять поведение ребёнка: это что-то сиюминутное или нечто более серьёзное? А ещё у нас есть родительский день, когда можно приехать в лагерь и забрать ребёнка, если его что-то не устраивает.
Анна Мазур: Если ребёнок просит забрать его домой, советую поговорить с ним и предложить самому попытаться решить свой вопрос с вожатыми, а потом сказать, что «если что, то мы тебя не оставим и обязательно заберём домой».
Анна Шнайдер: Я благодарю Алексея, Анну, Дмитрия и Маргариту за участие в нашем эфире. Это была программа «О! Дети», говорили мы сегодня о детских лагерях. Задавайте нам свои вопросы, давайте искать ответы вместе! Увидимся!
Читайте также:
О! Дети. Выпуск 3. Безопасность в городе
О! Дети. Выпуск 2. Моя прекрасная няня: как найти идеальную помощницу?