«Смешарики». Мультсериал«Смешарики». Мультсериал
0+
6:00
«Смешарики». Мультсериал
«Клуб вопросики»«Клуб вопросики»
0+
7:00
«Клуб вопросики»
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
7:05
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)

4 заповеди, которые помогут родителям пережить школьные годы без нервов и валерьянки



Темы, которые волнуют родителей школьников, не меняются из года в год: оценки, домашние задания, отсутствие интереса к урокам… Наконец-то мы нашли человека, которые знает, как решить все эти проблемы! Это автор книги «Школьники „ленивой мамы“» психолог Анна Быкова. В беседе с главным редактором «О! Digital» Машей Пчёлкиной она сформулировала 4 главные заповеди для родителей, которые помогут пережить школьные годы без нервов и валерьянки.

Анна Быкова, семейный и детских психолог, педагог, арт-терапевт, автор серии книг «Ленивая мама»
Анна Быкова, семейный и детских психолог, педагог, арт-терапевт, автор серии книг «Ленивая мама»

Домашнее задание делает ребёнок

Давайте, пожалуйста, определимся раз и навсегда, какую роль в выполнении домашнего задания играют родители. Помогающую. Причем это при условии, что ребёнок за этой помощью обратился. Это касается любого возраста, но важно, что домашнее задание должно быть таким, чтобы школьник сам мог с ним справиться. Если первокласснику задают подготовить презентацию о домашнем питомце на 10 слайдов, то этот вопрос лучше обсудить с классным руководителем, чтобы понять, в этой школе, в этом классе дети сами учатся или родители вместе с ними должны проходить программу первого класса? Этот вопрос стоит поднять на родительском собрании, потому что если в классе 24 родителя будут включаться в процесс приготовления уроков, а один станет оппозицией и скажет: «Нет, это твоя учёба, делай всё сам!», то это уже не очень справедливо по отношению к ребёнку. И если вам не нравится вынесенное решение, но менять класс или школу вы не готовы, тогда вам просто придётся этим правилам соответствовать.

Принимая решение, помогать ребёнку с уроками или позволить ему взять ответственность на себя, не забудьте задать себе вопрос: «Что будет, если я ему сейчас не помогу?». Если встреча с последствиями пойдёт на пользу, произошедшее чему-то научит, то лучше не вмешиваться. Если же последствия принесут только травматичный опыт и негативные эмоции, но качественных изменений не произойдёт — здесь лучше помочь.

Нет такого тумблера, который 1 сентября включил бы у школьника ответственность за домашнее задание. Отношение к этому зависит от реакции взрослого. Если ребёнок пришел из школы и говорит: «Ой, я забыл записать домашнее задание!», а мама отвечает: «Ну, жаль конечно, как же ты завтра в школу пойдешь?», то ребёнок, скорее всего, действительно задумается: «А правда, как я завтра пойду? Что мне скажет учитель?», столкнётся с негативной реакцией за невыполненные уроки и, по крайней мере, испытает эмоции. А всё, что связано с эмоциями, лучше запоминается. А вот если мама говорит: «Ах, ты не записал домашнее задание — ничего страшного. У нас есть родительский чат!», и берёт решение этого вопроса на себя, то ребёнок делает очень простой вывод: зачем мне самому что-то записывать, если это всегда можно найти. В результате у него фиксируется неправильный ход решения проблемы: мама всё сделает за меня.

Мы живём в очень непростую эпоху, стремительно меняются условия, мир вокруг нас ни секунды не стоит на месте, а что-то старое никак не отомрёт. Домашнее задание — это, скорее, дань традиции. Как же без него, всегда ведь задавали. Но 20 лет назад в школах на дом задавали повторение пройденного на уроках, таким образом педагог имел возможность сделать для себя определённые выводы: усвоил тему класс или не усвоил, можно идти дальше или нужно уделить внимание отдельным моментам. А сейчас зачастую ученику дома нужно не повторять, а самому изучать что-то, искать материал, заниматься с репетиторами. Тогда у родителей возникает совершенно логичный вопрос: зачем вообще нужна школа, если мы так активно включены в процесс обучения своими ресурсами? В некоторых случаях появляется ощущение, что учится ребёнок дома, а учитель только оценивает качество. Не могу сказать это про все школы, знаю, что есть педагоги с другим подходом, но родителей, утомленных домашним заданиям я тоже часто встречаю.

Знания важнее оценок

Мне кажется, нашей системе образования уже пора смотреть в сторону отмены оценок. Потому что лично я не вижу, какую функцию они несут, кроме невротизации родителей и детей. Нужно оставить как некую грань: освоил пройденное или не освоил, зачёт или не зачёт. Чтобы дети учились ради знаний, а не ради оценок, а родители понимали, что из этого важнее.

Мамам и папам, чьё отношение к оценкам формировалось 25−30 лет назад, скорее всего, предстоит пересмотреть свои критерии. Если мама в своё время была отличницей, она, скорее всего, предполагает, что и ребёнок должен учиться на отлично и никак иначе. Ребёнок может не хотеть учится на отлично и вполне обоснованно считать, что оценки не важны, находя этому подтверждение. У детей ведь есть доступ в интернет, они могут показать, мол, вот, смотри, этот выдающийся человек учился с двойки на тройку, а вот этого известного учёного вообще выгнали из школы, но тем не менее он стал успешен. Очень сложно показать ребёнку реальную картину мира, где оценки действительно важны. У меня, например, нет аргументов в пользу этой позиции. Проще поменять свои установки и понять, что сейчас другое время. Время, когда ценность школьной оценки пересматривается.

Прекрасные дети, умные, любознательные, они интересуются не тем, что преподают им в школе, и с изрядной долей иронии подходят к материалу. Например, мой ребёнок говорит: «Мама, как часто ты решаешь матрицы третьего порядка?» Если честно, с тех пор, как я закончила математический факультет, я ни разу в своей жизни не сталкивалась с необходимостью решать матрицы третьего порядка. И я, конечно, могу говорить, что математика приводит в порядок ум, развивает мышление, но он мне на это скажет, что мышление развивают не только матрицы третьего порядка, и будет прав. Вместо того чтобы переживать, что ребёнок получил четвёрку, а не пятёрку, можно порадоваться, что он у вас смотрит документальные фильмы по экологии, учится собирать кубик Рубика или ведёт видеоблог в интернете.

Ответственность можно делить

Многие родители считают, что когда ребёнок идет в первый класс, ответственность за его образование и воспитание должна взять на себя школа. В то же время у школы есть встречное мнение, которое заключается в том, что это ваши дети, вам их воспитывать. Поэтому если родители считают, что это ответственность школы, а школа считает, что это ответственность родителей, то ребёнок в принципе оказывается вне поля ответственности. Чёткую грань, где чья ответственность, провести, конечно, сложно. Допустим, у ребёнка неудовлетворительная оценка по английскому языку. Это вина родителей, что не занимаются с ним дома английским (хотя они сами могут его даже не знать), или же это учитель не смог его научить? На возмущенную реплику педагога: «Он у вас вообще ничего не знает!», родитель может отреагировать репликой: «Я тоже удивляюсь, ведь он третий год у вас учится!» Будет лучше, если ответственность мы будем не перекладывать, а делить: «Вот такая ситуация. Со своей стороны мы готовы сделать вот это. Что можете предложить вы?».

Каждый имеет право на то, чтобы чего-то не хотеть

Каждый школьник имеет право не хотеть что-то делать, но школа — это не про права, это про обязанности. Если ребёнку не нравится рисовать, читать, считать, а мы в этот момент начинаем говорить: «Ну что же ты, читать — это так интересно!», то он нам не верит, в его глазах мы врём. У него нет интереса, а его убеждают, что интерес есть. Поэтому лучше заходить не с позиции «это так интересно», а с позиции «это надо сделать, такие правила».

Да, ребёнок, есть федеральный закон об образовании, и в рамках этого закона среднее образование является обязательным, ты не можешь его не получить, а я не могу выбрать другую форму получения образования, кроме традиционной, поэтому мы с тобой будем эти правила соблюдать, ты будешь рисовать на уроке рисования. Но если ты договоришься с учителем о возможности рисовать дома, то дома я тебе помогу. Мы выступаем не против ребёнка, а на его стороне, вместе с ним против системы. Да, есть такая система, с ней ничего не поделаешь, но я здесь, я за тебя. Ты не любишь читать — давай я буду читать тебе вслух.

Поэтому не стоит говорить, что это крайне интересно, и пытаться ребёнка переубедить, а ещё не надо врать — это вообще самое главное. Примите все его чувства, эмоции и признайте его интересы. В конце концов, он имеет право интересоваться чем-то кроме школы! А ваша задача — помочь ему эту школьную фрустрацию выдержать.

Читайте также:

Пятёрка — не главное достижение в жизни: секреты правильной мотивации от «ленивой мамы»

Спокойное утро с ребёнком-школьником: 5 секретов «ленивой мамы» (видео)

7 школьных предметов из прошлого, которые стоит вернуть в учебную программу

Фото: Nataliia Zhekova, Alex Brylov, Pressmaster/Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти