Мы живём в постоянной гонке за информацией: в фантазиях или в реальной жесткой конкуренции нам нужно успеть сделать тысячу дел в день и все с пометками «важно» и «срочно». Нам приходится успевать больше, чем нашим бабушкам и дедушкам. Мы с рождения включаем детей в такую же гонку: давай быстрее, не опаздывай, надо успеть — на прогулку, в детский сад, на занятия, магазин сейчас закроется. Что будет, если все время торопить ребенка, рассказывает психолог Анна Скавитина.
Давай быстрее!
Возможно, нашим детям предстоит жить в ещё более быстром мире, чем сейчас живем мы. Но эта постоянная гонка порождена тревогой, которую мы уже не замечаем, тревогой, которая стала нормой для всех: «Какая еще тревога? Я вообще не тревожусь, надо просто успеть, нельзя же иначе!»
Но все маленькие дети все делают гораздо медленнее, чем мы. Хотя бы потому, что у них меньше опыта, навыков, они ещё не достигли совершенства в том, с чем мы давно справились, и теперь нам кажется, что мы-то умели это почти с рождения. Такая замедленность — это лишь определенный период развития ребенка. В возрасте от полутора лет до трех с половиной лет мелкая моторика развита недостаточно. Пальцы малышей еще плохо справляются с застегиванием пуговиц и молний, складыванием вещей аккуратно.
Если ребёнок делает что-то медленно, возникает ощущение, что он это делает назло. И это очень раздражает! Родители чувствуют своё бессилие, когда ребёнок как будто не понимает, что все торопятся и надо всё сделать побыстрее!
Особенно злит, когда мы сталкиваемся с ситуациями, когда ребёнок вдруг взял и сделал что-то и правда быстро. И потом его периодически этим попрекают: «Ну ты же можешь, когда хочешь! Ты делаешь быстро, если ты этого почему-то захотел!» Во-первых, он тогда захотел! И это важно. Во-вторых, один раз он, возможно, может потратить силы, собраться и сделать, но на постоянной основе ему не хватает внутренней энергии, скорости психических реакций.
Почему он такой медленный?
- Иногда так случается, что обычно довольно быстрый ребёнок неожиданно стал «копушей» — замедлился. Часто это неосознанный способ детской психики справиться со значительными переменами, которые произошли в жизни ребенка. Это может быть, например, развод родителей, переезд, конфликты в семье или в садике и школе, с одноклассниками или учителями. Замедление — это способ заглушить тревожность. Если опасность прошла, обстановка вернулась к приемлемой для ребёнка, вы заметите, как он восстановит свою активность.
- Бывает, что временный эффект замедления ребёнка появляется только в неприятных ситуациях. Например, он ненавидит одну из воспитательниц в детском саду. И в дни ее дежурства собирается в детский сад очень и очень медленно. Если это ваш вариант — обратите на это внимание! Постарайтесь выяснить, какие неприятные переживания связаны с садом. Возможно, придется принять какие-то меры — поговорить с воспитателем, заведующей, перейти в другую группу.
- Ещё один вариант временного замедления: родители много работают, но очень ответственно относятся к своей родительской роли. И когда приходят домой, то садятся с ребёнком за уроки, а на любую другую совместную деятельность времени у них просто физически и психически не хватает. Ребёнок пытается продлить мгновения присутствия родителей рядом — так что делает уроки медленно-медленно. Даже если родители недовольны, они хотя бы рядом, а не на работе. В этой ситуации важно пересмотреть виды совместной деятельности с детьми, придумать какие-то игры, прогулки, занятия — то, что можно делать вместе, чтобы уроки перестали растягиваться до бесконечности.
Но есть дети, которые делают всё ещё медленнее, чем многие их сверстники в детском саду или школе. И делают медленно всегда, постоянно. Таких медлительных детей около 20−22%: примерно каждый пятый ребёнок в детсадовской группе или школьном классе. Самые быстрые уже оделись и стоят, парятся в комбинезонах и шапках, а медленные еще натягивают колготки. Самые быстрые уже кидаются бумажками друг в друга, потому что решили задачи и им скучно, медленные написали половину условия задачи.
То, что очень хочется сделать взрослым в таких ситуациях, это попытаться ребёнка разбудить, активировать: «Ну давай, ты сможешь! Я же жду! И все тебя ждут! Поторапливайся!» Особенно если взрослые вокруг ребёнка сами очень подвижные и быстрые. Им трудно понять, что кто-то может так медленно думать, одеваться, собираться. Но дело в том, что темп деятельности человека во многом зависит от особенностей мозга, скорость передачи мозговых импульсов не регулируется сознательно. То есть ребёнок не может себя сознательно заставить быстрее думать. Если ему придётся в силу обстоятельств двигаться быстрее, то ему сразу после необходимо будет время на отдых и восстановление.
Как ему помочь?
Если ребёнка начинают поторапливать, то это приводит к замедлению скорости его реакции. Потому что он чувствует тревогу, понимает, что им недовольны, сделать с этим ничего не может и попадает в интенсивный стресс. А если его торопят и дергают постоянно, то это может привести к разным неврозам, замыканию в себе. Представьте себе, что вам начальник сказал, что отчёт надо сдать завтра, иначе вас лишат премии/уволят/напишут выговор, а вы точно знаете, что на отчёт вам нужно три дня. Есть большая вероятность, что у вас повысится давление, начнётся аритмия и бессонница. А у ребёнка происходит всё тоже самое — каждый раз, когда его торопят. Медленные дети и без этого постоянно живут в цейтноте, они постоянно последние, что-то не сделали, не успели, и чувствуют себя от этого неуспешными. Медлительным детям чаще нужна поддержка специалистов: психолога, педагогов, индивидуальные занятия в их темпе.
Медлительные дети ничуть не глупее быстрых. Они все могут то же самое, но им нужно немного больше времени. И у них есть свои преимущества! Они медленнее думают, но не принимают эмоциональных импульсивных решений. Они медленнее делают, но часто делают более тщательно и основательно.
Чтобы ребёнку было комфортнее жить и развиваться, необходимо обеспечить его стабильными условиями для обучения, придерживаться постоянного графика жизни и занятий. Лучше будить ребёнка на полчаса раньше, чтобы утром было время «на раскачку». Если вы быстрый родитель и у вас медленный ребёнок, то вы можете почувствовать, что темп ребёнка вас раздражает. Выйдите в другую комнату на минутку — удалитесь физически, чтобы взять свои чувства под контроль, затем вернитесь обратно. Займитесь чем-нибудь полезным рядом с ребёнком: наведите порядок в шкафу, протрите пыль — займите руки, время пройдёт для вас быстрее, а ребёнку будет спокойнее, что вы рядом и не торопите. Если ученик не успевает за темпом класса, то родителям стоит держать руку на пульсе: знать, что проходили на уроке, организовать ребёнку время и возможность, чтобы он доделал то, что не успел дома.
С годами скорость психической деятельности у ребёнка может возрасти, мозг ведь развивается, меняется. Чаще всего медлительный ребенок начинает выравниваться с другими детьми по темпу к концу третьего класса или началу четвёртого, многим из них большую пользу окажет работа с нейропсихологами, которые в помощью специальных несложных физических упражнений помогут натренировать подвижность нервных процессов. Но и сами школьные занятия дают такой эффект тренировки.
Читайте также:
Как перестать сравнивать своего ребёнка с другими
Как темперамент влияет на характер ребёнка: разбираемся вместе с психологом
Почему запугивание — самый бесполезный способ воспитания детей
Фото: STUDIO GRAND WEB, stockfour, Tomsickova Tatyana/Shutterstock