«ДиноСити». Мультсериал«ДиноСити». Мультсериал
0+
17:55
«ДиноСити». Мультсериал
«Мир за минутку»«Мир за минутку»
0+
19:20
«Мир за минутку»
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
19:25
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)

Зачем заниматься с детьми музыкой?



Думаете, у ребенка нет музыкального слуха? Значит, и петь вместе не будем, да и музыку слушать тоже, наверное, бесполезно… Но, вообще-то, музыкальное развитие совсем не зависит от наличия слуха, а от занятий музыкой в любом случае есть очень много пользы — особенно, если они организованы так, что учитывают потребности ребенка.

Саша Виноградова, певица, музыкальный терапевт
Саша Виноградова, певица, музыкальный терапевт

Похоже, у моего ребенка нет музыкального слуха!

Развить музыкальный слух можно в любом возрасте, это могут сделать и дети, и взрослые. Слух развивается с помощью тренировок, специальных упражнений — это пропевание нот, трезвучий, постепенное понимание различий между звуками и распознавание их высоты. Есть исследования, которые подтверждают — можно развить слух до абсолютного, наша слуховая система достаточно пластична.

Абсолютный музыкальный слух есть примерно у одного человека из 10 тысяч. Но людям с абсолютным слухом жить не очень-то просто: ведь они слышат высоту каждого звука в окружающем их звуковом фоне, способны даже определить, с какой нотой звучит трение тормозных колодок или с каким звуком закрывается дверь.

Зачем нужны музыкальные занятия, если мы не планируем вырастить музыканта?

Вообще-то, всем детям стоит заниматься музыкой. Музыкальные занятия — это не только тренировка слуха или заучивание определений. Хороший слух и чувство ритма — дополнительный инструмент развития детского мышления, моторики, воображения.

На занятиях для детей 2−4 лет обычно не занимаются именно музыкой. Скорее музыка и звук используются как инструмент взаимодействия с детьми. Например, на занятиях мы поем песни, озвучиваем сказки, стараемся передать то настроение, которое у нас есть на данный момент, или, например, игра или сказка сопровождаются перебором аккордов. Или мы строим лестницу из ноток — и когда наступаем на каждую ступеньку, пропеваем ее, чтобы дети запомнили высоту и название ноты. Музыка — это язык, который можно использовать для коммуникации. А музыкальные занятия — такая же тренировка навыков: нужно просто время и пространство, подходящая среда, чтобы ребенок смог в этих условиях развить свои навыки. Музыкой можно заниматься для удовольствия, для хорошего настроения, для развития. Мы же не будем запрещать ребенку ходить, если он еще не научился бегать, или бегать, если не планируем, что он станет олимпийским чемпионом?

Когда начать знакомство с музыкой?

Начинайте как можно раньше! Пока ребенок еще у мамы в животе, пойте ему колыбельные. Уже в середине беременности ребенок слышит звуки, воспринимает голос матери. Да, внутри все звучит немного по-другому, но малыш родится — и узнает ваш голос. К тому же у него там отличная «аранжировка» в виде ритма сердца, других звуков внутренних органов. Есть даже такое направление — перинатальная музыкальная терапия, она изучает влияние музыки на внутриутробное развитие. Потом малыш рождается — и ему снова можно петь. Во время пения у мамы, как и во время грудного вскармливания, выделяется окситоцин, гормон привязанности, который помогает установить связь между ней и ребенком: пение становится дополнительным «мостиком» между ними.

Ребенок растет — и его музыкальное развитие продолжается в виде игры, с помощью взаимодействия с простыми музыкальными инструментами — металлофоном, перкуссией. Отличная идея — петь песенки про самого ребенка, придумывая их на ходу, так у него появится дополнительный стимул к проявлению внимания, слушанию.

А если ребенок не хочет заниматься?

Если ребенок не хочет слушать музыку или заниматься — конечно, не нужно его заставлять! Так можно сформировать только отрицательные впечатления о занятиях, вызвать негативную реакцию. Не только музыкой не стоит заставлять заниматься, а ничем — пусть все занятия проходят только в игровой форме, ненавязчиво, фоново. Чтобы музыка была скорее приятным дополнением в обычной жизни ребенка, вызывала у него интерес и радость. Потому что на этом этапе развития играть и получать радость — это основная деятельность детей!

Саша Виноградова ведет занятия «Музыка для малышей» в центре «Время и место».

Читайте также:

Программа «О! Музыка»

Сольфеджио с любовью: как заинтересовать ребёнка музыкой

Не только польза, но и удовольствие: как слушать классическую музыку с ребёнком

Фото: Liderina/Shutterstock

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти