«Смешарики. Пинкод». Мультсериал«Смешарики. Пинкод». Мультсериал
6+
16:30
«Смешарики. Пинкод». Мультсериал
«ДиноСити». Мультсериал«ДиноСити». Мультсериал
0+
17:55
«ДиноСити». Мультсериал
«Мир за минутку»«Мир за минутку»
0+
19:20
«Мир за минутку»

Как навести и сохранить порядок в детской комнате?



У ребёнка такая комната, что туда даже зайти страшновато — обязательно наступишь на пластилин или детальку конструктора? Автор бестселлера «Магическая уборка для детей» («Эксмо») Нагиса Тацуми разработала ясные принципы поддержания порядка — их в состоянии усвоить и ребёнок.

Распределяем по «уголкам»

Какие предметы есть в детской? Попробуем распределить их на группы.
Обычно это:

  1. Вещи для учебы
  2. Книги и журналы
  3. Принадлежности для дополнительных занятий
  4. Игрушки и все для развлечения
  5. Одежда
  6. Все для сна.

Как правило, для каждой группы есть соответствующая мебель — около нее и организуйте тематические уголки. Так вещи одного типа будут сосредоточены в одном месте: предметы для учебы — здесь, одежда — там и т. д.

Некоторым людям постоянно приходится что-то искать, и их квартира быстро захламляется от того, что вещи одного типа хранятся в разных местах. Для начала старайтесь класть похожие вещи вместе.

Сколько вещей нам необходимо и где их хранить

Какие вещи оказались в каждом «уголке»?

Предметы для учебы можно разделить на такие группы: учебники и справочники, тетради и бумага, письменные принадлежности, распечатки и раздаточные материалы, другое.
Для каждой группы определяем место хранения и оптимальный объем. Например:

  • учебники и справочники будем ставить на книжную полку над столом в один ряд,
  • тетради и бумагу класть в верхний ящик стола,
  • распечатки и раздаточные материалы — в лоток на столе и т. д.

Распределяя вещи, не забывайте правило: их должно быть легко доставать и убирать. Когда будете разделять их на группы, обратите внимание, чтобы категории не были ни слишком узкими, ни слишком общими.
Вы должны легко ориентироваться, где лежат, допустим, тетради. Иначе будет непонятно, что куда класть, в конце концов вам станет все равно и вы просто будете засовывать вещи куда попало.
Если предметы поделены на слишком общие категории, то вы не сможете сразу найти необходимую вещь. Вам станет лень разбираться, и в итоге кругом будет беспорядок.

В каждом «уголке» должно быть максимум по 5−6 групп предметов, иначе вы запутаетесь.

Возможно, вам захочется разделить на мелкие группы «уголок» с игрушками и играми, но в этом делении не будет смысла, если вы не сможете его соблюдать. Разделите их примерно так: коробка мягких игрушек, корзинка с игрушками, которые ребенок «выловил» в автоматах или получил в подарок в магазине, выдвижная полочка с оригами, наклейками и другими бумажными вещами, выдвижная полочка с принадлежностями для творчества: красками, пластилином и т. д., коробка для остальных вещей.

Потом подберите для каждой категории такую ёмкость, чтобы ее содержимое было сразу видно.

Когда моему ребёнку исполнилось 5 лет, игрушек в коробке «все остальное» стало слишком много, и я поделила ее на две коробки: «всё остальное, чем часто пользуешься» и «всё остальное, чем редко пользуешься». Ребёнку достаточно легко управляться с разделением на такие группы…

Одежда: распределить на группы и хранить в определенном количестве

Правильно обращаться с одеждой непросто даже взрослым. Если полностью доверить это дело ребёнку, то скорее всего у него в шкафчиках все будет в полном беспорядке. Но именно потому, что обращение с одеждой — сложная задача, нужно научить этому ребёнка.

Уже с трех лет он может сам выбирать в ящике одежду, которую хочет надеть. Даже дети, которые с этим пока не справляются, способны разделить одежду на ту, что нравится и не нравится. Наверняка в этом возрасте ребёнок уже умеет самостоятельно раздеваться.

  • В период с трех до шести лет стоит ему объяснить, что у каждой категории одежды — свое место. Покажите, где хранить рубашки, где — трусы и т. д. Когда вы будете складывать высохшие вещи после стирки, дайте ребенку, например, трусы и носки и попросите положить на место. Пусть складывать их он еще не умеет, но зато убрать уже может.
  • Научите ребёнка самостоятельно распоряжаться своей одеждой в период от 6 до 10 лет. Родителям нужно иногда заглядывать в детские шкафы и предлагать избавиться от вещей, которые стали малы, чтобы ребёнок понял, когда пора выбрасывать одежду.

Есть множество способов хранения одежды, но я считаю, что достаточно ее просто складывать (чтобы она не валялась скомканной) и класть в определенные места и в установленном количестве. Следует заполнять полочки или корзины не больше чем на 70%. Если в шкафу просторно, то одежда не мнется и вам не приходится перерывать все содержимое в поисках нужной вещи.

Портфель или сумка для школы: их должно быть удобно убирать

Обычно дети утром берут сумку или портфель в школу, а вечером, придя домой, бросают их куда попало. Родителям часто приходится делать замечания за оставленные в прихожей или в гостиной рюкзаки.

Тут главный секрет в том, чтобы выбрать такое место, где ребёнку будет удобно класть портфель, как только он вернется из школы. Можно разместить стойку для портфелей в прихожей, но я рекомендую сделать вешалку около письменного стола. Тогда во время учёбы ребёнок сможет легко дотянуться до портфеля и снять/ повесить его, не вставая со стула. Закончив делать уроки, он не бросит портфель на пол до следующего утра. Портфель нужен ребёнку каждый день, поэтому не стоит класть его в закрывающийся шкаф, под стол или еще куда-нибудь, откуда его трудно достать.

Из-за любой мелочи, будь то слишком маленький крючок или необходимость вешать двумя руками, ребёнку может надоесть пользоваться вешалкой. Повесьте удобные крючки в подходящем месте, чтобы на них можно было повесить портфель даже одной рукой. Не уставайте повторять, что теперь место портфеля — именно здесь. Ребенок сам начнет вешать его на выбранное место, лишь бы родители не донимали его напоминаниями.

На полу

Какое место в детской больше всего захламлено? Конечно, это пол. Любая поверхность кажется удобным местом для вещей, но дети особенно любят складывать все на пол.

Может быть, причина в том, что детская среда обитания расположена гораздо ниже, чем у взрослых. Детям больше нравится сидеть на полу, а не на стуле. Им привычнее смотреть не вверх-вниз, а по сторонам.

Дети раскладывают игрушки по полу, читают книги и складывают оригами, растянувшись на полу. Они занимают все больше горизонтального пространства, от детского уголка — на всю остальную комнату или из своей комнаты — в гостиную.

Нужно, чтобы родители и дети четко уяснили, что не класть вещи на пол — это принцип, которому нужно следовать всегда. Тогда поверхность пола не станет местом хранения.
Если ребёнок усвоит это правило, то, когда вы увидите на полу разбросанные вещи, достаточно будет просто сказать, чтобы он прибрался. Ребенку останется только положить вещи туда, где они должны быть.

Поверхность стола: не делайте из нее полку

Следующее самое захламленное место после пола — стол. Дети моих знакомых порой быстро перемещают вещи с пола на стол, когда родители грозят все выкинуть. У меня дома тоже такое случается. Но это порочный круг.
Вспомните, как вы наводили порядок на своем или детском столе. Обычно на нем вперемешку лежат мусор и вещи, которые нетрудно убрать на место, не так ли?

Это происходит не из-за неправильной техники уборки. Всё дело во времени. Вы думаете, что уберете как-нибудь потом, попозже, и не успеваете опомниться, как на столе возникает беспорядок. Просто в глубине души мы убеждены, что стол — это место, где можно оставить вещи, и ничего страшного не случится.

Только очень аккуратный ребёнок способен самостоятельно решить, когда наводить порядок на столе, и соблюдать этот график. Приучите ребёнка, пока он маленький, убирать стол, например, вечером или по выходным.

Родителям не составит труда внушить ребёнку, что нормальное состояние стола — когда на нем нет ничего лишнего. Для этого нужно указывать ему, когда пора прибраться, и следить, чтобы он делал это регулярно.
Я уже упоминала, что распечатки нужно складывать в лоток на столе, а сейчас поговорим об этом подробнее.
Принцип, которому следовать проще всего, — вообще ничего не класть на стол. Пусть там останутся только необходимые вещи, которые никуда не уберешь (лампа, компьютер и т. д.). Остальное можно сложить в выдвижные ящики или на полки.

Есть такая удивительная закономерность: если где-то что-то уже лежит, человек будет класть туда все новые и новые предметы. Если в придорожных кустах валяется мусор, то люди, не задумываясь, бросают туда же на траву фантики от жвачки или ещё что-то. Там, где чисто, редко мусорят.

Стоит оставить на обеденном столе баночку с приправами, как рядом с ней появляются лекарства, бумажки, газета и т. д. Поэтому постарайтесь держать на детском столе только лампу и подставку для ручек. Учебники и справочники лучше поставить на отдельную полочку или на ближайшую книжную полку. И конечно, обязательное условие — чтобы эти материалы было легко доставать и убирать на место.

Интересно почитать. Нагиса Тацуми: «Магическая уборка для детей»

Издательство «Эксмо»
Издательство «Эксмо»

Очень подробное руководство, с помощью которого поддерживать порядок в детской и в доме вообще станет гораздо проще. Здесь нет волшебных формул или заклинаний, которые чудесным образом превратят безнадёжно захламлённый стол в образцово-показательный. Зато есть практичные и понятные правила, чётко расписанные шаги, — вот так сформулировать и выстроить алгоритм действий может только очень организованный человек!

Читайте также:

Как устроить арт-уголок в детской. Советы психолога

«Говорю-говорю, а он не делает»: как помочь ребенку делать то, что вы от него хотите

5 способов победить беспорядок в детской

Фото: Juliya Shangarey, Africa Studio, Tatyana Dzemileva, ezhenaphoto, /Shutterstock.com; пресс-слежбу «Эксмо»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти