Собираетесь отправить малыша на дачу? Не забывайте, что и на каникулах надо делать полезные логопедические упражнения! Предлагаем 5 отличных игровых заданий для совершенствования речи, мышления и мелкой моторики дошкольников.
Природа, дача и свежий воздух — отличные условия для того, чтобы закрепить успехи малышей, достигнутые на логопедических занятиях.
Если вы весь год занимались с логопедом, помните, что выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи и пальчиковые игры за период длительного отдыха могут, как автоматизироваться, так и «стереться».
В логопедической практике не редкость, когда продолжительный отпуск сводит достижения коррекции на нет. Приходится начинать всё сначала. Поэтому предлагаем отнестись к планированию активного досуга ребёнка серьёзно.
Если малыш проведёт май, июнь, а, может быть, и всё лето, например, у бабушки, обязательно предоставьте ей доступный материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов
За основу взяты задания из «Альбома по развитию речи к Азбуке с крупными буквами» и пособия «Учимся писать и развиваем речь» специалиста по детскому развитию Олеси Жуковой. Все игры разработаны специалистами Центра развития и абилитации ребенка Логопед Профи Олеси Жуковой.
Приступим к занятию?
«Хлоп-шлёп!»
Игра способствует развитию речи и внимания, закрепляет представления о свойствах предметов.
Первый вариант:
Показывайте на картинке или называйте одушевлённые и неодушевлённые предметы: петух, курица, будка, забор, щенок, солнце
Второй вариант:
Хлопать в ладоши, когда называют животное, и шлёпать по коленкам, когда называют, например, растение.
Играть можно до бесконечности: хлопать в ладоши, когда называют что-то мягкое, и шлёпать по коленкам, когда называют твёрдое.
«Кто спрятался?»
Игра направлена на развитие грамматического строя речи, мышления, смысловой догадки, образного представления.
Возьмите стеклянную миску. Положите под неё картинку. Насыпьте манку, как на фото, или любую мелкую крупу, песок. Вместе с ребёнком постепенно открывайте часть картинки и рассматривайте детали.
Что ты видишь? Ушки, лапку, хвостик, шёрстку, мордочку.
Кто это? Лиса!
Чей хвостик — лисИЙ, чья шёрстка — лисьЯ, а ушки — лисьИ.
Кого ты нашёл лисУ! Кто спрятался — лисА!
«Кто чей сосед?»
Задание направлено на развитие словаря и способности пространственной ориентации, закрепление понятий «центр (середина)», «верх — низ», «право — лево», определение объектов по углам листа.
Понадобится поле в клетку, маленькие игрушки и цветочки.
Скажи, кто находится слева от овечки?
Справа от коровы?
В двух клетках вверх от свинки?
Назови, кто живёт по этому «адресу»:
А теперь скажи, куда шагает гусь?
«Мой весёлый мяч»
Играем с массажным мячиком. Чем интенсивнее массаж пальчиков — тем активнее двигательно-речевая координация и тем лучше развивается речь малыша.
В эту игру можно играть, вспоминая любую считалочку, стихотворение или скороговорку.
Прокатывайте мячик пальцами правой и левой руки, одновременно рассказывая стихи или чистоговорки на отрабатываемый звук.
Такой игрой можно обогащать задания в альбомах и развивающих пособиях.
«Червячок-говорилка»
Чтобы смастерить героя, нашейте на «одинокий» носочек пуговицы-глаза и наденьте на руку.
Выполняя упражнения из домашних заданий логопеда, или выполняя игровые задания альбомов, артикулируйте звука и слова, одновременно раскрывая рукой рот червячку-говорилке. Яркие эмоции, хорошее настроение, а значит и эффективность гарантированы. Но, кроме этого вы еще и отработаете деление слов на слоги.
А если громко позовёте каждого члена семьи из считалочки, ещё и научите ставить ударение в словах. Ударным слогом будет тот, который вы протягиваете, когда зовёте «мУ-У-Урка!», «сестрё-о-о-о-нка!»
Не упускайте даже незначительной возможности обсудить что бы то ни было с ребёнком, порассуждать, обменяться мнениями. Такое общение и расширяет словарь, и способствует становлению стройной, развёрнутой и грамотной речи.
Учтите: односторонняя речь, без диалога — малополезное занятие. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором — пассивная (умение слушать, слышать и понимать, своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию, вступать в партнёрские отношения, сопереживать).
Играйте и отдыхайте с пользой!
Читайте также:
11 логопедических упражнений, которые легко делать дома
Почему молчит ребенок: мнение логопеда
Развиваем речь ребёнка: от звука — к слову и предложению
Фото: пресс-служба издательства «АСТ»; UvGroup, OlgaGi, prizma, Sudowoodo/Shutterstock.com