Даже в ванной можно организовать развивающие занятия. Попробуем?
Игры с водой — не только веселое, но и полезное сенсорно-двигательное занятие. А еще психологи считают, что это (как и практически любые игры) помогает развитию речи ребёнка, так как во время купания возникает много тем для общения с родителями. Почему губка впитывает воду? Что произойдет с бумажным корабликом, если поставить его на мыльную пену? Почему некоторые игрушки тонут в воде, а некоторые — отлично плавают? Не забывайте спрашивать и обстоятельно отвечать на вопросы ребёнка.
Кстати, игры с водой имеют и расслабляющий эффект. Переливание воды руками или с помощью емкостей, выливание из маленькой лейки, пышная мыльная пена в руках — все это помогает успокоиться и замедлиться.
Вот чем можно заняться
Переносить воду разными способами из одной ёмкости в другую. Во время купания можно поставить прямо в ванну пластиковый таз, ведерко или контейнер. Попробуйте разные способы переливания воды: с помощью половника или ложки, чашки, лейки, поролоновой губки, которая впитывает воду (а что будет, если сжать губку посильнее?), воронки. В это время ребёнок познакомится с понятием объема, еще раз потренируется в счете, оценит, как отличить причину от следствия.
Отправлять в плавание разные предметы и смотреть, что поплывет, а что утонет. Подготовьте побольше «объектов исследования»: игрушки для ванны, камни, монеты, веточки, посуду из пластика, металла и дерева, резиновые шарики, листья, бутылочные пробки, пуговицы, ключи и пробки. Такие эксперименты помогают познакомиться с научными концепциям плавучести и плотности (объекты будут плавать, если они имеют меньшую плотность, чем вода). Предложите ребёнку угадать, утонет ли предмет или поплывет: сначала выдвижение гипотезы, затем эксперимент. Если вам нравятся научные опыты — посмотрите новые выпуски программы «Лабораториум. Маленькие исследователи» на канале «О!».
Порисовать на воде. Да, прямо в ванне! Попробуйте капнуть в воду пищевой краситель, молоко или сок, или немного пальчиковых красок. Посмотрите, что происходит: остается ли краситель на поверхности воды (и тогда по нему можно поводить пальцем, создавая узоры), или сразу растворяется, окрашивая воду?
Играть в повара, смешивая в разных сочетаниях шампуни, кондиционеры и гели для душа. Многим детям очень нравится «готовить» таким образом, так что лучше заранее купить недорогие средства для мытья. Пока ребёнок смешивает жидкости разной консистенции и цвета, наблюдает, что при этом происходит, можно поговорить о плотности жидкостей, гомогенности, смешивании цветов.
Играть в парикмахера, создавая разные прически из намыленных волос, и рассматривать, что получилось, в ручное зеркало (выбирайте пластиковое, это более безопасно). Детям, которые не очень-то любят мыть голову, это помогает отвлечься (кстати, смывать пену с головы можно не с помощью душа, а поливая водой из небольшой емкости, чтобы капли не попадали в глаза).
Проверять, с какой скоростью вода выливается из разных отверстий. Попробуйте проделать в пластиковых контейнерах от йогурта несколько вариантов дырочек: много маленьких, одну большую, две-три средних. Предложите ребёнку зачерпывать воду и смотреть, с какой скоростью она вытекает и зависит ли она от диаметра отверстия? И что будет, если пластиковый стаканчик опустить отверстием в воду?
Изучать силу воздуха. Запустите в плавание пластиковую мыльницу и заставьте ее плыть, подув на нее. Теперь можно установить в «корабль» парус, сделанный из листка бумаги и зубочистки (можно закрепить его на дне мыльницы пластилином). Дуйте на парус: что происходит? На парус теперь воздействует больше воздуха, поэтому корабль движется быстрее. Попробуйте ставить паруса разного размера и смотреть, меняется ли скорость нашего плавсредства.
Читайте также:
Игры с песком, которые помогают развитию речи. Советы логопеда
Давай поиграем? 15 идей для сюжетно-ролевых игр с дошкольниками
«Секретики» и еще четыре детские игры для улицы
Фото: Juliya Shangarey/Shutterstock