Родители мечтают, чтобы ребёнок вырос умным, творческим и всестороннее развитым. Он только-только пошёл в школу, а его уже записали и на рисование, и на обучение игре на фортепиано, и в театральную студию. А справится ли он с такой нагрузкой? И как выбрать те занятия, которые будут доставлять радость, а не превратятся в источник вечного стресса? Рассказывает Анастасия Дьяченко, директор Московской музыкальной школы имени
Нужны ли первоклашке дополнительные занятия? И стоит ли отправлять в школу искусств всех детей (потому что «надо непременно») или всё же лучше тех, у кого есть способности и желание петь, танцевать или рисовать?
Любая дополнительная творческая деятельность, будь то кружки, краткосрочные курсы или комплексные занятия в школе искусств, играет большую роль в развитии детей. С самого раннего возраста дети, постигая этот мир, интересуются почти всем — от этого бывает сложно определиться с выбором направления творческой деятельности. Важно показать своему ребёнку всё многообразие творческих активностей, прислушаться к нему и его интересам, обсудить, попробовать и только потом делать окончательный выбор. Возможно, это будет не балет, как предполагали родители, а курсы робототехники, которые вашему ребёнку окажутся ближе.
Если мы говорим про способности, то я искренне считаю, что они есть у всех. Только все мы разные и наши интересы и способности тоже разнятся. Так, ребёнок, которому тяжело дается учеба в музыкальной школе, но которого родители настоятельно заставляют заниматься музыкой, может быть потрясающим художником, совершенно не заинтересованным в музицировании.
Попытайтесь услышать вашего ребёнка, поговорите о том, что ему интересно, попробуйте разные варианты. Отдавать в школу искусств «надо непременно», если это мечта вашего ребенка и его искренний интерес, а не проигрывание родительского сценария неосуществленных мечтаний.
Как определить: это будущий музыкант или художник, а, может быть, актёр? На что обратить внимание, чтобы понять его склонности?
Если ребёнок проявляет большой интерес к визуальной информации, в деталях запоминает увиденное, проводит много времени за рисованием или лепкой и получает от этого большое удовольствие — это признаки предрасположенности к художественной деятельности.
Если же малыш чутко реагирует на характер и настроение песен, легко узнает знакомые мелодии — однозначно стоит задуматься о развитии музыкальных способностей.
Чувство ритма, подвижность, неусидчивость, общительность и желание показать себя будут сильной стороной для занятий в театральной или танцевальной студии.
Наблюдайте за реакциями и поведением во время игр и общения со сверстниками, разговаривайте и обсуждайте то, что волнует и впечатляет вашего ребёнка.
Не лишним будет и совместная творческая активность, как, например, походы на спектакли, выставки, концерты, участие в совместных мастер-классах. Тем самым вы покажете многообразие возможностей для творческого самовыражения, а ещё сможете понаблюдать за реакцией малыша на происходящее.
Нет универсального рецепта, но если взаимоотношения с сыном или дочкой доверительные, выявить творческие задатки не составит труда. Как правило, дети проявляют себя сразу в нескольких направлениях творчества. Поэтому стоит пробовать разные виды творческой активности, опираясь прежде всего на интерес малыша к происходящему вокруг.
В нашей музыкальной школе, как и во многих других, еще до поступления в школу дети могут познакомиться с музыкой на подготовительном отделении. Уже в возрасте 4−6 лет можно начинать заниматься и ритмикой, и петь, и даже попробовать разные инструменты. На программе «Аналоговая архитектура» «Студии 19» дети знакомятся с формой, материалами, учатся отличать плоскость от пространства, создают уникальные работы уже в возрасте 4−5 лет.
Ребята чуть постарше, в возрасте 6−9 лет, могут попасть на курс саунд-продюсирования, где с музыкальным опытом и без него, они погружаются в изучение природы звука, основ композиции, музыкальной грамоты и уже сами пробуют создавать свою музыку.
Как видите, существует огромное количество мест, где ваш ребёнок может развивать свои творческие способности или попробовать себя в различных видах активности, чтобы определиться.
На что лучше ориентироваться, выбирая школу искусств: расположения, традиции, известность?
Школа искусств — это атмосфера, педагоги, которые станут для ребёнка проводником в мир искусств, поэтому так важно приходить лично на дни открытых дверей. Как правило, во всех школах проводятся концерты к началу учебного года и уж тем более, к окончанию, когда можно послушать самых талантливых выпускников и пообщаться с будущими педагогами.
- Если выбор пал на музыкальную школу, ничто так не вдохновляет детей на поступление, как возможность попробовать звучание музыкальных инструментов.
- Художественные школы проводят выставки работ как внутри школ, но и зачастую вне школьных стен, в галереях и на городских мероприятиях.
- Театральные — дают открытые спектакли для родителей учащихся и поступающих детей.
Как понять, справится ли ребёнок с нагрузкой в обычной школе и занятиями, например, в художественной? Какие признаки могут показать, что ему сложно, что он растерян?
Важный аспект адаптации ребёнка к возрастающей нагрузке — чётко составленный график ежедневной занятости, в котором необходимо предусматривать время не только для учёбы, но и для личных дел, отдыха, игр и занятий по интересам.
Никакое обучение не должно превратиться в погоню за результатами. Давайте своему ребенку передышку, время для простых детских игр и социализации.
Уменьшение интереса ребёнка к занятиям или отказ ходить на них вовсе — явные признаки переутомления. Необходимо взять паузу, сменить род деятельности, отдохнуть и поговорить: возможно, это простая усталость и после отдыха все придет в норму.
Если же это не помогает, и ребёнок продолжает заниматься через силу, то стоит посмотреть на проблему глубже — может быть, он занимается не тем, к чему расположен. И тогда стоит подумать о кардинальной смене направления или снять часть нагрузки по другим дополнительным занятиям. В этом нет ничего страшного, ведь с годами увлечения могут меняться.
Как помочь распределить силы, чтобы после школы оставалась энергия на дополнительные занятия?
Психологи рекомендуют развести во времени начало обучения в общеобразовательной школе со стартом новых творческих занятий. Адаптироваться к новым обязанностям будет легче, если ребёнок ещё до поступления в первый класс уже занимается искусством. Как вариант, можно начать творческое обучение, когда он пойдет во второй класс общеобразовательной школы.
Как я уже говорила, немаловажный фактор — чёткий распорядок дня, составленный совместно с ребёнком. Дети учатся всему постепенно, время для них — относительное понятие. Поэтому особенно для детей младшего возраста очень важен режим. Благодаря распорядку дня закладывается привычка к планированию, развивается дисциплина и организованность, что позволяет грамотно распределить энергию для выполнения всех задач.
Одна из распространенных ошибок, быстро приводящих к утомлению, — заставлять ребёнка сделать все задания, не вставая из-за стола или инструмента. Это очередной стресс-фактор для детей, не привыкших к обязательной и длительной рутинной деятельности. Можно включать небольшие перерывы по 5−10 минут, во время которых ребенок может побегать, попрыгать — отвлечься.
Как помочь адаптироваться сразу в двух новых коллективах — общеобразовательной школе и школе искусств?
Нет ничего лучше, чем любовь и поддержка. Начало учёбы в школе — большой новый мир, в котором есть место не только для новых впечатлений, приключений и открытий, но также для стресса, огорчений и поражений, с которыми ребёнок может столкнуться впервые.
В целом — главное помочь ребёнку научиться принимать и переживать негативные моменты, здраво оценивать поражения, воспринимать критику, оставаться эмпатийным. Определенно это поможет влиться в любой коллектив.
Читайте также:
Зачем заниматься с детьми музыкой?
Занятия для дошкольников: когда пора остановиться?
Что стоит знать родителям, которые решили привести ребенка в театральную студию
Фото: Sergey Nivens, Yuganov Konstantin, Solomiya Trylovska, KRIACHKO OLEKSII, NadyaEugene/Shutterstock.com, Ron Lach: Pexels