У вас уже рябит в глазах от красной ручки в тетрадях вашего ребёнка, трудно смотреть и слушать, как он пишет и как читает? Возможно, он у вас очень старательный. Просто некоторые особенности мешают ему осваивать навыки письма и чтения.
Часто учителя и родители замечают, что ребёнок совершает «глупые» ошибки или ученик, знающий правила, не может их применить в классе. Ребёнок может пропускать буквы, путать их, отзеркаливать, не делать пробелы между словами. Забывает писать с красной строки, угадывает окончания слова при чтении, а не читает его полностью. Нередко на таких детей быстро вешают ярлыки лентяев и двоечников. Однако часть из них вовсе не ленится, а страдает от дисграфии и/или дислексии.
Дислексия — это специфическое нарушение процессов чтения (а дисграфия — процессов письма), проявляющиеся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций.
Это не болезнь, а особенность восприятия письменной информации.
Очень важно отметить, что наличие дисграфии и дислексии не отображает уровень интеллекта!
Дислексия и дисграфия связаны только со сложностями овладения письмом и чтением и никак не связаны с интеллектуальными способностями ребенка. Интеллект у дислексиков и дисграфиков полностью сохранен.
По статистике, с дислексией в той или иной форме сталкивается каждый пятый житель планеты. Дислексия и дисграфия часто идут рядом друг с другом, однако эти особенности могут встречаться и раздельно.
К каким специалистам стоит обратиться? К нейропсихологу и логопеду: они определят наличие дислексии и помогут ребёнку справиться со школьными трудностями. И к репетиторам в этом случае идти не нужно: увеличение нагрузки только усилит негативизм.
Главное — не допустить травли, навешивания ярлыков со стороны учителя или одноклассников, не считать самим, что ребёнок издевается или ленится. Ведь тогда у него снижается самооценка, опускаются руки и полностью пропадает желание преодолевать школьные сложности. Очень важно, чтобы окружение и сам ребёнок понимали, что у него есть трудности, в которых он не виноват и которые нужно учитывать при его обучении.
Основные причины дислексии и дисграфии
Существуют различные причины и классификации видов дислексии и дисграфии. Но в качестве основных причин трудностей освоения навыков письма и чтения можно выделить следующие:
Трудности, обусловленные недостаточностью регуляторного компонента
На письме и чтении это может выражаться:
- в пропуске элементов букв, слогов, слов;
- в «угадывающем» чтении;
- в «забывчивости»: не написал предложение с большой буквы, не поставил точку;
- в орфографических ошибках при знании правил.
А в поведении на уроках и при выполнении домашних заданий у таких деток часто отмечается:
- импульсивность, легкая отвлекаемость;
- сложности переключения на другое задание;
- трудности контроля за выполнением задания.
Трудности, обусловленные слабостью обработки зрительно-пространственной информации
На письме это может выражаться:
- в трудностях формирования и запоминания графического образа букв и слова;
- в заменах зрительно похожих букв («ш"-"щ», «к"-"н», «ч"-"у», «з"-"э» и т. д);
- в смешении зрительно похожих слов («галка"-"галька», «полено"-"полно»);
- в зеркальном написании букв;
- в трудности ориентировки на листе бумаги, в поиске начала строки, отсутствии отступа;
- в трудности удержания строки;
- в колебаниях наклона, ширины и высоты букв;
- в нарушении порядка букв в словах;
- в слитном написании слов;
Трудности, обусловленные слабостью переработки слуховой информации
На письме и чтении это может выражаться:
- в заменах букв, сходных по звучанию;
- в пропусках слов в диктантах;
- в трудностях называния, забывания смысла слов;
- в заменах слов словами близкими по звучанию или по смыслу;
- в трудности пересказа;
- в низкой интонированности чтения, неправильной расстановки ударений;
- в сниженной слухоречевой памяти;
- в заменах звуков близких по произношению («ж» и «з», «т» и «п» и др.) и звучанию («б» и «п», «з» и «с» и др.).
На что обратить внимание в дошкольном возрасте?
Официально установить, что у ребёнка именно дислексия и дисграфия, можно в конце 1 класса. Однако хорошие неврологи, нейропсихологи и логопеды могут говорить о предрасположенности к этому намного раньше.
Вот признаки, на которые стоит обратить внимание ещё в дошкольном возрасте, — они могут говорить о развитии дислексии и/дисграфии в будущем:
- Задержка речевого развития.
- Повышенная импульсивность, гиперактивность, отвлекаемость, рассеянность, ребёнку тяжело самоорганизоваться, собраться.
- Ребёнок «не слышит» инструкцию.
- Проблемы с мелкой моторикой.
- Ребёнку долго и тяжело дается навык овладения правильного захвата ложки, карандаша и других предметов.
- Он не узнает слова, которые часто встречает в своей жизни (например, на вывесках).
- Плохо различает звуки.
- Возникают трудности с овладением графическим образом букв, выделением границ слов и предложений.
- Ребёнок тяжело воспринимает и воспроизводит ритмы.
- Долго не может запомнить понятия «право-лево» в собственном и чужом теле, пространственные предлоги (над, под, перед
и т. д. ), тяжело ориентируется в пространстве внешнего мира, листа, собственного тела.
Игры с дошкольником
Для профилактики дисграфии и дислексии точно не надо начинать учить в раннем возрасте буквы, писать всё лето перед школой прописи и быстрее бежать читать. Для того, чтобы у ребёнка не возникли сложности с переработкой слуховой, кинестетической (мышечное чувство), зрительной и зрительно-пространственной информацией, с серийной организацией движений, вниманием, необходимо своевременное развитие по возрасту. Ведущая деятельность в дошкольном периоде — игровая.
- Играйте с ребёнком в игры с правилами, где ему необходимо воспринимать инструкцию на слух, удерживать ее.
- Развивайте мелкую моторику, сенсорную сферу.
- Давайте ребёнку необходимую двигательную нагрузку. Прыгайте в классики, через резиночку, играйте в мячики. Игра в классики может превратиться в сложную игру на понимание и удержание инструкции, например, попросите ребенка: «Сначала прыгни на правой ноге, затем обеими ногами, затем повернись через левое плечо и прыгни левой ногой». Игры с мячиками отлично готовят руки к письму и являются отличной профилактикой плохого почерка, сильного или слабого нажима. Мячики отлично развивают зрительно-моторную координацию: следя за траекторией мяча, затем ребенок легко учится двигаться по строчке при чтении.
- Играйте в игры на развитие пространственного восприятия — это могут быть различные танграмы, кубики Никитина, настольные игры «Попробуй повтори», «Цветовой код» и другие похожие задания.
- Лучший способ для запоминания букв со старшим дошкольником — это испечь вместе с ребёнком букву. Вместе замесить тесто, подобрать начинку, посыпать ароматной пряностью, испечь ее, а потом съесть! Так мы задействуем все чувства — и вкус, и запах, и мелкую моторику, пока лепим букву, и терпение, когда ждём выпечку. Так, например, буква «И» может пахнуть апельсином, а на вкус быть «кииииисленькой». А буква «О» — шоколадной.
- Пройдите логопедическую и нейропсихологическую диагностику за год или два до школы, чтобы установить где есть дефициты и как с ними можно работать.
Как помочь ребёнку?
Если в школьном возрасте были определены дисграфия и дислексия, без психолого-педагогической коррекционной помощи не обойтись. При официально установленном диагнозе либо школа может предоставлять 5 бесплатных занятий в неделю с психологом и логопедом, либо ребенок может получить бесплатную помощь в ГППЦ (городской психолого-педагогический центр).
В школьном возрасте конкретные советы по преодолению дисграфии и дислексии даст только специалист, определив причину.
Необходимую нагрузку должен определять логопед или нейропсихолог, который занимается с вашим ребёнком. Точно не стоит заставлять больше читать и писать. идти к репетиторам!
Школьной нагрузки и коррекционных занятий и так достаточно много для нервной системы ребёнка. Внимание к нему и вера в него помогут вам найти правильный путь, а специалисты в области детского развития окажут поддержку.
Читайте также:
Молчит? 9 признаков, что ребёнку пора к логопеду
Раннее развитие: польза или вред?
Фото: aniascamera, Dragana Gordic, Veja, Maria Sbytova, Nataliia Zhekova/Shutterstock.com