«Отель у овечек». Мультсериал«Отель у овечек». Мультсериал
0+
15:35
«Отель у овечек». Мультсериал
«Эмми и Гуру. Уроки природы»«Эмми и Гуру. Уроки природы»
0+
16:25
«Эмми и Гуру. Уроки природы»
«Смешарики. Пинкод». Мультсериал«Смешарики. Пинкод». Мультсериал
6+
16:30
«Смешарики. Пинкод». Мультсериал

Дети в Интернете. Важные правила, которые помогут научиться в Сети только хорошему



За последний год дети стали проводить в Интернете очень много времени: кто-то учился на удалёнке, кто-то занимался на курсах. Многие кружки, музеи, издательства продолжают детские онлайн-занятия: оказалось, это очень удобно! Что ж, кажется, теперь и шестилетки полностью освоились в Сети. Или всё-таки нет? Каким важным правилам должны научить родители, рассказывает Михал Гвяздовски, управляющий директор платформы Znanija.com.

Михал Гвяздовски, управляющий директор платформы Znanija.com.
Михал Гвяздовски, управляющий директор платформы Znanija.com.

Каким правилам Интернет-«гигиены» следует сразу обучить ребёнка?

Каждого ребёнка, который начинает пользоваться мобильником, планшетом или компьютером, родители должны познакомить с четырьмя главными правилами безопасности.

1. Во-первых, никакой личной информации посторонним! Не сообщать никому и не выкладывать в интернете логины и пароли, адреса и телефоны, номер школы или детсада, номера документов и банковских карт, так как недоброжелатели могут воспользоваться ими в своих интересах. Не отправлять никому и не размещать в сети без одобрения взрослых личные фотографии. Ребёнок должен понимать, что нужно беречь от незнакомых не только собственные данные, но и сведения о родителях, знакомых. Даже общее фото с родственниками и друзьями не стоит публиковать без их согласия.

2. Второе: проявлять осторожность при онлайн-общении с людьми. В сети человек может выдавать себя за кого угодно, этим нередко пользуются хулиганы и преступники. Поэтому детям не стоит сразу откровенничать с новыми знакомыми в соцсетях, на форумах и других онлайн-площадках. А если кто-то предлагает им встретиться, то сначала необходимо посоветоваться с родителями. Отдельного внимания требует веб-камера, ее можно включать только при онлайн-беседах с близкими и знакомыми, но не с посторонними. И важно помнить, что разговор через веб-камеру может быть записан, что тоже порой сопряжено с рисками.

3. Третье правило: создавать для аккаунтов на сайтах и в соцсетях сложные пароли. Чем сложнее комбинация из цифр, букв и других символов, тем труднее мошенникам её вычислить. По этой же причине лучше на разных сайтах использовать разные пароли, а не одинаковый, и регулярно обновлять их. При составлении паролей детям, особенно на первых порах, понадобится помощь старших.

4. Четвертое: стоит заходить только на проверенные онлайн-площадки, одобренные родителями. Для защиты от вирусов важно быть осторожными при получении гиперссылок по почте или в сообщениях от незнакомцев. И даже от знакомых, потому что злоумышленники нередко отправляют их со взломанных аккаунтов. Вирусы могут скопировать или повредить информацию на цифровом устройстве, поэтому задача родителей — установить программы-антивирусники и научить детей пользоваться ими.

Основные правила безопасности полезно обсудить всей семьей.

  • Можно попросить ребёнка оформить красивую памятку и держать ее на виду, у рабочего стола.
  • Также стоит периодически задавать детям проверочные вопросы: «Как ты поступишь, если…» — тогда они быстрее смогут сориентироваться при возникновении похожих обстоятельств.
  • И главное — как можно чаще напоминать, что в любых непонятных и неприятных ситуациях, которые вызывают тревогу, лучшее решение — советоваться со взрослыми.

О чём важно помнить родителям, если ребёнок проводит время за гаджетом?

Многие родители уже привыкли, что ребёнок сам ищет обучающие мультики, игры и не проверяют, чем он там занят, или проверяют редко. Я бы посоветовал родителям не отправлять ребёнка одного в свободное «сетевое плавание» — так же, как мы не оставляем детей на улице, где много не только интересного, но и опасного. Дружелюбное поддерживающее общение поможет начинающему пользователю принять необходимость ограничений при пользовании онлайн-ресурсами как защиту, а не просто запрет со стороны родителей.

Понятно, что взрослые не могут постоянно контролировать действия детей, поэтому в семьях, где есть дошкольники и школьники, лучше всего установить на компьютер или смартфон программу родительского контроля. Она не позволит зайти на подозрительные сайты, поможет отслеживать действия детей.

Также рекомендую использовать специальные детские поисковые системы: они показывают только сайты с подходящим по возрасту контентом, а сомнительные или слишком взрослые просто не индексируются.

Объясните ребёнку правила использования браузеров, мессенджеров, сайтов. Если он ведет свои страницы в соцсетях, важно подчеркнуть, что публикуемые посты может увидеть кто угодно. Поэтому прежде, чем размещать их, лучше получить одобрение родителей или кого-то из близких. Кроме того, взрослым стоит время от времени знакомиться с содержанием аккаунта ребенка, читать комментарии.

Помните, что люди бывают разными, и в сети нередко возникают конфликты. Старайтесь замечать настроение ребёнка после онлайн-сеансов. Если он сердится, нервничает, проявляет агрессию, причиной могут быть ссоры или психологическое давление в Интернете.

В подобной ситуации следует спокойно выяснить, что случилось, и деликатно помочь устранить конфликт. Поддержка родителей необходима, а если непонятно, как разобраться с проблемой, можно обратиться к преподавателю или психологу, чтобы совместно разработать стратегию поведения и научить ребёнка в дальнейшем защищаться от нападок.

На что обратить внимание при выборе развивающих сайтов? Как понять, стоит ли контент доверия?

  • При выборе обучающих ресурсов обязательно смотрите раздел «О проекте»: он есть на каждом уважающем себя сайте или онлайн-канале. Обратите внимание, как создатели представляют свою площадку, на какой возраст она рассчитана, кто авторы публикуемых материалов, есть ли обратная связь.
  • Лучше всего, если это ресурсы, действующие под эгидой официальных министерств и ведомств, департаментов образования и науки, авторитетных учебных заведений, библиотек, музеев или IT-компаний. Посмотрите, как часто обновляется ресурс, насколько удобен и привлекателен дизайн, нравится ли ребёнку, всё ли ему понятно.
  • Смотрите рейтинги детских сайтов для обучения, сейчас их часто публикуют в сети. Изучайте комментарии и отзывы других родителей, которые уже используют подобные интернет-ресурсы. Немало полезной информации можно почерпнуть, к примеру, в родительских группах в популярных соцсетях.

Читайте также:

Как сделать гаджеты друзьями ребёнка, а не врагами

Игровая зависимость: что это и как с этим бороться

Почему не стоит запрещать детям гаджеты?

Фото: Natalia Deriabina, Marina Andrejchenko, Alliance Images, H_Ko/Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти