Родители, которые не водят своего ребенка на всевозможные развивающие занятия и кружки и позволяют ему просто играть, часто ловят неодобрительные взгляды. Мол, делу время, потехе час. Кто же прав? И что для маленького человека важнее: учеба или игра? Какая роль принадлежит игре в развитии человека, как работает механизм освоения новых навыков, постижения себя и мира вокруг? И какие игры работают на благо развития, а какие наоборот?
Зачем детям игра
Люди не вчера задумались о смысле игры. В 1898 году философ Карл Гроос в своей книге «Игра животных» изучал вопрос, зачем играют дети всех млекопитающих с эволюционной точки зрения. Он заключил, что игра возникла как способ научиться навыкам, необходимым для выживания и размножения. Период детства и игры есть только у млекопитающих — высшей ступени развития животного мира. При этом у хищников он дольше, потому что охота гораздо сложнее собирательства. Только наиболее развитые общества могут позволить себе иметь продолжительное детство, у примитивных сообществ период игр не так долог — дети сразу включаются в процесс овладения бытовыми и трудовыми навыками. Люди играют значительно больше других видов: они должны выучиться множеству вещей, связанных с культурой, в которой им предстоит расти и жить. Чем больше выживание зависит от навыков, а не инстинктов, тем дольше период игры.
Одна из главных задач игры — тестировать меру риска, освоить умение контролировать страхи, научиться справляться с опасными ситуациями физически и эмоционально. В своей статье норвежские психологи Лейф Кеннар и Эллен Сандсеттер доказывают, что современные детские площадки должны быть опасными. Вспомните, как росло поколение 70-х. Мы играли в казаки-разбойники, лазали по деревьям, стреляли из рогаток, прыгали в резиночку, съезжали на коньках с ледяных горок, качались на тарзанках и автомобильных шинах. Мы приходили домой с царапинами и синяками, и никто нас не ограничивал. Наши родители понимали, что невозможно и не имеет смысл растить ребенка под колпаком. Ему нужно самому научиться соизмерять свои возможности с желаниями, обжигаться, падать и подниматься. Именно так формируется не зависимая от родительских запретов и контроля, а полноценная самостоятельная личность.
Чтобы уберечь детей от опасностей, нужно научить их справляться с ними
В какой-то момент взрослые стали распоряжаться детским досугом по своему усмотрению: общество косо смотрит на родителей, чьи дети «не заняты делом» — бесчисленными кружками, секциями, дополнительными занятиями и подготовкой к олимпиадам. Эти же взрослые нагородили во дворах невообразимо скучные и такие соответствующие всем стандартам безопасности площадки, к которым дети практически не подходят. Искусственно создавая для игры «безопасную» среду, мы растим виктимных и слабых людей, ждущих чьих-то указаний, чтобы сделать следующий шаг. «Вы можете обложить ребенка ватой, бесконечно стерилизовать его игрушки, но в итоге он вырастет и столкнется с бактериями, твердой землей и острыми углами», — говорит Лейф Кеннар. Речь, конечно же, не идет о том, чтобы предлагать детям опасные игры сознательно или, тем более, толкать их за пределы возможностей, как это нередко делают учителя физкультуры, заставляя школьников залезать по канату под потолок или висеть на шведской стенке головой вниз без рук. Ровно наоборот: дети сами будут постепенно усложнять себе задачи и повышать уровень опасности, если позволить им изучать шаг за шагом свое тело, его ощущения в пространстве, способы взаимодействия с окружающей средой. Подобные идеи реализует учитель физкультуры и автор собственной методики физического развития Сергей Реутский, предлагая такие игровые комплексы и материалы, с помощью которых они учатся выпутываться из веревочных лабиринтов или коконов, высвобождаться из-под матов, ходить по тонким канатам, взбираться на высокие элементы конструкций и так далее.
«Детям интересно лазить, и не просто лазить, а все время находить новые пути и преодолевать все новые трудности. И у меня есть странное подозрение и убеждение в том, что дети устроены таким образом, что постоянно тренируют себя в преодолении, если им не мешать! Так вот, в пространстве комплекса, выбирая себе задание по силам, дети тренируют невзначай такие физические качества, как силу, ловкость, выносливость».
Сергей Реутский, учитель физкультуры и автор собственной методики физического развития
Не только физическое, но и интеллектуальное развитие
С точки зрения современной нейропсихологии, за овладение операциями, зубрежку, отработку приемов отвечают задние отделы коры больших полушарий и подкорковые структуры. Это удел исполнителей. Напротив, ориентация в ситуациях и смыслах, режиссура, программирование и контроль — высшая функция, которую регулируют самые поздно созревающие отделы мозга: лобные отделы коры больших полушарий. Это путь руководителей, новаторов, изобретателей, бизнесменов.
«Недостатки системы, требующей зубрежки, хорошо известны: нехватка социальных и практических навыков, отсутствие самодисциплины и воображения, потеря любопытства и стремления к образованию… Мы поймем, что китайские школы меняются к лучшему, когда оценки начнут падать»
Цзян Сюэцинь, известный китайский педагог и методист в статье для The Wall Street Journal
Наконец, именно полноценное долгое счастливое детство, где ребенку позволялось быть ребенком, где ему была предоставлена та мера азарта, драйва, исследовательского пыла, творческого поиска, поднимающего ребенка над его текущими возможностями, становится источником силы, мощным психологическим ресурсом в будущем. Когда нам тяжело, мы обращаемся к детству, находим в нем опору, поддержку и утешение. Задача взрослого — сделать так, чтобы этот источник наполнялся. По сути, не мешать заложенным природой механизмам. Не сбивайте детские настройки. На игру не просто важно выделять время. Игра — самая важная, ведущая деятельность ребенка. Надеюсь, я вас в этом убедила.
Фото: Pressmaster/YanLev/Shutterstock.com