«Смешарики». Мультсериал«Смешарики». Мультсериал
0+
22:30
«Смешарики». Мультсериал
«Турбозавры». Мультсериал«Турбозавры». Мультсериал
0+
0:10
«Турбозавры». Мультсериал
«Оранжевая корова». Мультсериал«Оранжевая корова». Мультсериал
0+
2:00
«Оранжевая корова». Мультсериал

Нужно ли делать с ребенком уроки?



Каждый день тысячи школьников получают в качестве домашнего задания сотни примеров и задач и сидят над ними часами, выматывая километры родительских нервов. Те же мамы и папы, которые справедливо оставляют домашку на откуп самому ученику, часто порицаются обществом за безответственность и отсутствие интереса к процессу образования. Так нужно или не нужно делать уроки вместе с ребенком?

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Если честно, я не знаю. То есть не могу сказать однозначно: «Нет, ни за что!» или «Обязательно сидите рядом и делайте!» Почему? Потому что уроки — это что-то очень вторичное. Потому что история про самостоятельную подготовку домашних заданий начинается гораздо раньше, чем ребенок пойдет в школу и даже в подготовительный класс. Начинается она с рождения ребенка и того, как проходил его первый год жизни, а также последующие дошкольные годы. Потому что мозговые функции стимулируются с раннего возраста. Чем они стимулируются? Карточками с буквами или сенсорными кубиками? Разнообразными игрушками или развивающими программами на планшетах. И да, и нет.

Для того, чтобы любое животное было биологически успешным, необходимо, чтобы оно выживало, размножалось и заботилось о своем потомстве до тех пор, пока оно не сможет постоять за себя. Даже у нас, современных людей, мозг ориентирован на те же системы, которые управляют этими функциями. Все эти три функции связаны со способностью формировать и поддерживать отношения с окружением. Если бы человечество не жило группами, мы бы не продвинулись так далеко в своем развитии. С раннего возраста мы чувствуем себя безопасно и спокойно с хорошо знакомыми людьми. Наш пульс и артериальное давление становятся ниже, стрессовая реакция не включается или включается не так сильно. Мы все очень чувствительны к тому, что говорят о нас окружающие, к чужим настроениям. Если учительница рассержена, дети начинают себя плохо вести, отражая переживания учительницы. Чтобы кого-нибудь успокоить, вы должны сначала успокоиться сами.

Я пишу это к тому, что все мозговые функции развиваются в отношениях с другим человеком. С мамой, папой, бабушкой, дедушкой, братьями и сестрами. Если эти близкие показывают карточки с буквами и при этом улыбаются, гладят, держат на руках — это будет стимулировать мозговые процессы, а главное, будет сводить вместе две важнейшие составляющие: общение и удовольствие. В эту же цепочку можно будет включить и буквы, и цифры, и искусство, но это совсем не самое главное.

Мы знаем, что мозг человека пластичен. Эта пластичность помогает малышу быстро учиться нежности, любви, языку, но делает его, к сожалению, и очень восприимчивым к негативным воздействиям. Ранние травматичные события — игнорирование, отвержение близкими людьми, насилие — фиксируются мозгом как крайне важная информация о дальнейших возможностях выживания в этом мире. Если травмы произошли в тот период, когда у ребенка не было возможности рассказать о своих переживаниях, потому что он еще не мог говорить или ему было не с кем поделиться, у него может появиться постоянная тревожность, отвращение к прикосновениям, невозможность и страх строить близкие отношения, агрессивность. Если люди любого возраста попадают в опасную ситуацию, первое, что делает мозг, — блокирует «высшие» области коры. Нам надо срочно спасаться, «бить или бежать», мы теряем способность думать о будущем, чувствовать свое тело, голод и жажду, мы теряем способность мыслить и говорить. Если такие опасные ситуации происходят часто, то мозг может включить постоянную блокировку «высших систем». Если рядом с нами в этот момент есть близкие, любящие люди, заботящиеся о нас, мы восстанавливаемся быстрее, это регулирует мозг. Теперь представьте, какое сильное воздействие оказывает любовь и забота на малышей, мозг и тело которых может функционировать только в паре со взрослым.

Дети, у которых были травматические события в жизни и отсутствие достаточной заботы, развиты «островками». Где-то развиты, где-то — совершенная пустота. Развиваются только те способности, которые хоть как-то поддерживались взрослыми. На собственную инициативу к развитию у них часто не хватает ресурсов.

Теперь вернемся к первоначальному вопросу, про уроки. Если первые годы прошли у ребенка в любви, заботе, без травматических событий, то у него будет хватать психических ресурсов на то, чтобы усваивать новое, радовать родителей, учителей и развивать «высшие» мозговые функции. С такими детьми обычно нет необходимости делать уроки, то есть сидеть рядом, внушать, разбираться, требовать.

Они часто в наших школьных системах не отличники, а скорее хорошисты, так как осознают, что любят делать, а что — не очень. Готовы немного постараться, чтобы порадовать близких, но знают, что и на свои интересы надо оставить ресурсы.

Если с первыми годами жизни у ребенка сложилось неблагополучно, то возникает вопрос: будет ли сидение с ними за уроками давать лучшие результаты? Возможно, да. Если с ним будет сидеть спокойный, любящий взрослый. Почему? Потому что он будет восполнять дефицит безопасности и «регулировать мозг», разрешая ему постепенно отключать блокировку «высших» функций. А если с такими детьми будет сидеть тревожный, разозленный взрослый?

Ответ, по-моему, уже совсем очевиден.

Фото: VGstockstudio/Sofi photo/Shutterstock.com

ЭКСПЕРТ:
Анна Скавитина
Психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти