«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
0+
19:25
«Три кота». Мультсериал (С субтитрами)
«Ничего себе имя!»«Ничего себе имя!»
0+
22:00
«Ничего себе имя!»
«Смешарики». Мультсериал«Смешарики». Мультсериал
0+
22:30
«Смешарики». Мультсериал

Это настоящая дружба или нет? 6 типов токсичных друзей



Ребёнок идёт в садик, в школу, знакомится с новыми ребятами. А как понять, с кем дружить? Как научить ребёнка отличать настоящего друга от неискреннего, ненадёжного, токсичного? Советует психолог Светлана Филяева.

Фото:  NinaMalyna/Shutterstock
Фото: NinaMalyna/Shutterstock

Светлана Филяева, психолог, арт-терапевт, сказкотерапевт
Светлана Филяева, психолог, арт-терапевт, сказкотерапевт

Почти у каждого из нас, взрослых, есть воспоминания о таком «друге», который обижал, использовал, передаривал старые подарки, забирал лучшеи игрушки и забывал позвать к себе на день рождения… Как так получается, что дружба не приносит радости, а только расстраивает?

Дети любого возраста очень тяжело переживают предательство, обман, пренебрежение. Поэтому родителям важно говорить с ними о дружбе, помогать находить настоящих друзей, учить отличать их от тех, кто тебя не ценит. А как это сделать?

Для начала разберёмся, кто такие друзья. Это люди, с которыми нам интересно, с которым есть что-то общее. Что может объединять:

  • интересы, например, компьютерные игры, домашние животные;
  • пространство: бывает, мы дружим потому, что вместе ходим в школу, живём по соседству в городе или на даче;
  • прошлое: в школе часто дружат ещё с садика;
  • эмоциональный комфорт: характеры подходят, вместе друг с другом хорошо, можно спокойно чем-то поделиться, что-то делать вместе (смотреть мультики, пить чай);
  • взаимопомощь: иногда важно встать с кем-то в пару, объединиться на экскурсии, договориться делать домашку по очереди. А бывает, что и все эти варианты совпадают.

Фото: Freepik
Фото: Freepik

Пока ребёнок маленький, задача родителей — помочь ему организовать пространство и придумать занятия, благодаря которым можно найти друзей. Предложить погулять вместе, отвести в кино, пригласить домой. Подсказать, с чего начать разговор, о каких увлечениях рассказать, чем поделиться. Кажется, что это всё очевидно, но для маленького ребёнка — вовсе нет.

С ребёнком надо разговаривать о том, что такое настоящая дружба, и обсуждать, как быть, если происходит что-то неприятное.

Без ссор и ошибок в дружбе не обойтись, друзья делают что-то не то, злятся и обижаются. И это нормально. Такое будет происходить время от времени.

Сейчас мамы и папы после любого мелкого конфликта моментально начинают писать родителям другого ребёнка в мессенджеры («Займитесь уже воспитанием своего хулигана!»), включаются в отношения. Если речь не идёт о чем-то опасном, сдержите себя. Не надо вмешиваться, не надо сразу выносить вердикт: «Всё, это тебе не друг!». Лучше помогите ребёнку самому преодолеть конфликтную ситуацию, разобраться в ней и понять, что он сам думает и чувствует.

Друга можно назвать токсичным, если в отношениях с ним эпизоды недопонимания, конфликты случаются постоянно, ваш ребёнок практически всегда чувствует себя несчастным, обманутым.

Какие бывают типы токсичных друзей?

Нарцисс

Ему нужно, чтобы друг его обслуживал, восхищался, соглашался, был всё время на вторых ролях. Ему необходимо безоговорочное подчинения, а друг воспринимается как свита. Такая дружба не развивает, не обогащает, а скорее травмирует.

Вечный конкурент

Человек, который постоянно вовлекает в соревнование, спор, кто прав, кто лучше, кто круче. Понятно, что в любой дружбе есть элемент конкуренции, — это нас развивает, подстёгивает лучше учиться, рисовать, чеканить мяч. Но вот этот тип — выматывающий, ребёнок устаёт от постоянного состязания.

Друг против кого-то

Такая дружба начинается с предложения: «А давай мы им всем покажем!». Как правило, дети совершают вместе не очень хорошие поступки, розыгрыши, подставы, но при этом друг другу не очень-то интересны.

Потребитель

Он появляется, только когда ему что-то нужно. Когда нужно списать домашку, поиграть с игрушкой. Или если у вашего ребёнка приближается день рождения и вы собираетесь устраивать большой праздник, то такой друг сразу объявляется: «Ты же меня пригласишь? Я тебя так люблю!».

Подстрекатель

Это такой серый кардинал, который сам остается в тени, но подговаривает ребёнка сделать что-то неприглядное: украсть конфету, утащить игрушку у кого-то в саду, нахамить учителю, разрушить чужой замок в песочнице. В итоге подстрекателю весело и интересно, а ваш ребёнок получает все шишки.

Ненадежный

Это тот, на кого нельзя положиться. Он то есть, то нет, по разным причинам. Это друг, который не ценит вашего ребёнка: может договориться поиграть вместе в субботу и забыть, взять и куда-то уехать, не предупредив. Если появляется кто-то третий, с интересными игрушками и породистыми котиками дома, «друг» сразу переключается. Такому человеку доверять не получается.

Фото: Freepik
Фото: Freepik

Как быть, если ребёнок столкнулся с кем-то похожим, переживает? Не делайте выводы за него, помогите разобраться самому, например, так начав разговор: «Как думаешь, почему он так поступил? А ты бы так сделал?»

Не надо давить: «А я тебе говорила»! Лучше — посидеть в обнимку, налить чайку, почитать вместе «утешительную» книжку, рассказать о похожих ситуациях в вашем детстве, посочувствовать, помочь ребенку залечить эту душевную рану.

Какие книги о дружбе почитать с ребёнком?

Разобраться в сложных отношениях помогают и хорошие книги.

1. Первой посоветую психологическую новинку «Ключ к себе. Книга для знакомства с самим собой». (Подойдёт детям от 5 до 9 лет).

Это очень милая книжка-картинка с богатым визуальным рядом. Тут рассматриваются разные вопросы к ребёнку: как ты можешь себя описать, что ты умеешь, чем интересуешься, какой ты?

Почему советую эту книжку? Для того чтобы найти друга, неплохо бы знать себя и ценить себя. Здесь есть и важная глава о том, как меня видят другие. То, как мы себя воспринимаем, может отличаться от того, как воспринимают нас другие. Поэтому важно, чтобы и родители говорили, какой ты. Весёлый, придумываешь истории, много читаешь, умеешь выбирать вкусную еду, делаешь классные поделки.

 "Самокат"  6+
"Самокат" 6+

2. Для чтения с самыми маленькими (3−5 лет) -- книжка «Твой друг Медвежонок». У девочки Эмили появляется друг медвежонок, встретились они во время прогулки. Читаем и разговариваем про то, кто такой друг, как можно встретиться и познакомиться. Эмили заблудилась, а медвежонок ей помог. Он её проводил, по дороге она ему предложила печенье. Это про первые опыты коммуникации: что-то предложить, помочь, поговорить.

3. Комикс «Клуб друзей» (от 4 до 8 лет). Здесь несколько персонажей — змейка, медвежонок, птичка. Мне очень нравится позиция взрослых в этом комиксе. Вначале мама-змейка говорит: «Опять ты разговариваешь с растениями, пора бы тебе покинуть болото и завести настоящих друзей». То есть полезно немножко подтолкнуть, отпустить ребёнка и доверять ему — родители не всё должны организовывать в твоей жизни. Это очень уютная история о поиске друзей.

4. Очень важная книжка «Веста-Линнея и ее друзья». (на 6−9 лет). Здесь описывается классическая история ненадежного друга. Девочка Минди — такой микс: она и нарцисс, и потребитель, и ненадежная. Она обещала позвонить Весте-Линнее и вместе провести выходные. Но не звонит… Веста-Линнея очень переживает, не отходит от телефона. История про то, как отличить токсичного друга от настоящего. (Минди потом сообщает, что уехала на все выходные и ей очень весело).

5. «Уно. Невероятный друг». История по начальную школу: в класс приходит новая девочка-тигренок и ей рассказывают про Уно, всеобщего любимца, который много странного вытворяет. Он может менять цвет, у него длинный лягушачий язык. Это серия коротких рассказов про Уно и его невероятные выдумки. Книжка напоминает о том, что друг привносит в рутину то, что делает жизнь нескучной. Друзья — это веселье, сюрпризы, фокусы, шум-гам, игра, праздник, то, что озаряет наши будни.

6. «Клевер удачи» (5−8 лет)из серии «Друзья-динозаврики» про то, как справляться вместе с какими-то неприятностями, неудачами. Сначала динозаврики обнаруживают, что в пятницу, 13-го, всё ломается, портится, (ужас! даже бабушка упала в аквариум с пираньями). Они отправляются за средством, которое поможет справиться с неудачами. История про то, как дружба помогает пережить неприятности, если один поддерживает другого.

7. «Анна и Фрога» (на 6−9 лет). Знакомимся с постоянной компанией друзей: девочкой Анной, котиком Рене, лягушкой Фрогой, собачкой Бубу и червячком Кристофом. У каждого свой характер: вот Бубу — как раз типичный конкурент в дружбе. Здесь собраны смешные маленькие истории о разных ситуациях, о том, учиться договариваться, обходить острые углы, принимать хорошее, что есть друг в друге, с юмором относиться к слабостям друзей.

ИДЕЯ! Помните раньше в школах были популярны такие «анкеты для друзей»? Сейчас продают готовые. Но я советую купить тетрадку, блокнот, скетчбук и предложить ребёнку составить собственную анкету для друзей.

В покупных скучные общие вопросы (твой любимый цвет, твой любимый фильм). Интереснее сочинить собственные, например:

  • твой самый счастливый день,
  • сколько друзей ты хотел бы иметь,
  • чему мы можем научить друг друга,
  • что у тебя получается лучше всего,
  • что у тебя получается хуже всего,
  • твоя любимая шутка,
  • твой самая большая мечта.

Такая анкета поможет ребёнку лучше разобраться в себе и найти единомышленника, друга по интересам.

Читайте также:

Скоро в первый класс: как помочь ребёнку найти друзей в школе?

Буллинг в детском саду. Травля или просто игра?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Хотите отправить нам сообщение?

Перейти