11 мая 1720 года родился Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен, тот самый, который стал прототипом барона из книг, бравого вояки и выдумщика. Интересно, за какими еще известными литературными персонажами стоят реальные люди?
У многих героев детских книг были реальные прототипы. Кто-то из этих людей был доволен и даже польщен, кто-то расстраивался и злился, а кто-то и знать не знал, что когда-то вдохновил писателя…
Барон Мюнхгаузен
Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен действительно был бароном, военным (ротмистром) и отличным рассказчиком.
В 15 лет он стал пажом браншвейгского герцога, а вскоре отправился на военную службу в Россию, в 1739 году его приняли в Лейб-Гвардии Кирасирский Её Величества полк. Оставив службу в 1750-м, он уехал в свое поместье, в городок Боденвердер в Нижней Саксонии. И там стал известен благодаря своим фантастическим рассказам о приключениях в далекой России, о своей невероятной удачливости на охоте и на войне. Рассказчик он был талантливый, и люди специально собирались послушать его.
Его истории и легли в основу сборника, который написал и издал в Англии Рудольф Эрих Распе. Уже позже немецкий поэт Готтфрид Август Бюргер перевел эту книгу на немецкий и добавил еще несколько историй — о полете на ядре, о рассеченной пополам лошади, которая продолжает пить воду.
Рассеянный с улицы Бассейной
Прообразом человека, который надел на руки брюки вместо рубашки, стал Иван Алексеевич Каблуков, ученый, профессор, член корреспондент Академии наук СССР, — о его рассеянности были наслышаны в академической среде и не только.
Читая лекции студентам, он нередко делал оговорки вроде «химика и физия», представляясь, мог сказать «Каблук Иванов» или, рассказывая о неудачном опыте, говорил «лопа колбнула, и кусочек глаза попал в стекло». Очень напоминает строчки из стихов: «Глубокоуважаемый Вагоноуважатый! Вагоноуважаемый Глубокоуважатый!», правда?
Известно, что профессор читал стихи Маршака про удивительно рассеянного гражданина, однажды он даже сказал брату поэта, писателю Михаилу Ильину, погрозив при этом пальцем: «Ваш брат, конечно, метил в меня!»
Винни-Пух и Кристофер Робин
Когда Кристоферу Робину, сыну писателя Алана Милна, исполнился год, отец подарил ему плюшевого медвежонка. Но свое знаменитое имя игрушка получила не сразу, а только через 3 года…
Тогда маленький Кристофер впервые пришел в Лондонский зоопарк и увидел медведицу Виннипег. Судьба ее была необычной: во время Первой мировой войны ее выкупил у охотника канадский лейтенант Гарри Колборн, вместе с войсками она попала в Англию. Полк должен был проследовать дальше, поэтому медведицу оставили в зоопарке. У нее оказался на удивление миролюбивый характер, и жители охотно приходили к ней с детьми.
Под впечатлением от встречи Кристофер переименовал своего медведя Эдварда в Винни.
В 1926 году вышла книга про Винни-Пуха и Кристофера Робина, которая сразу стала очень популярной. Сын писателя, как один из героев истории тоже оказался в центре внимания, но скорее страдал от этого. Да и отношения с отцом у него совсем не сложились: тот больше интересовался книжными персонажами, чем сыном.
Доктор Айболит
Тимофей (Цемах) Шабад — в городе Вильно (современный Вильнюс) жил такой врач и общественный деятель. Он лечил людей, часто задаром, никому не отказывал. К нему приносили и больных собак и кошек, им он тоже обязательно старался помочь.
Корней Чуковский был с ним знаком, когда-то даже останавливался в его доме и потом упоминал в воспоминаниях, что никогда не встречал более доброго человека.
В письме к историку Бикуличу он писал:"…Доктор Шабад был очень любим в городе, потому что он лечил бедняков, голубей, кошек… Как-то утром пришли к нему трое плачущих детей. Они принесли ему кошку, у которой язык был проткнут рыболовным крючком. Кошка ревела. Ее язык был весь в крови. Тимофей Осипович вооружился щипцами, вставил кошке в рот какую-то распорку и очень ловким движением вытащил проклятый крючок…".
В 2004 году в Вильнюсе установили памятник доброму доктору, где он изображен рядом с девочкой, держащей на руках кошку.
Алиса и Белый Кролик
О том, что историю об Алисе Чарльз Доджсон сочинил для своей приятельницы Алисы Лидделл, которая и стала проообразом героини, вы, наверное, слышали.
Исследователи считают, что за образом Белого Кролика, с которого, собственно, и начались запутанные приключения в Стране чудес, стоит отец реальной Алисы, декан одного из колледжей Оксфорда, Генри Лидделл. Он тоже вечно куда-то спешил, поглядывая на часы, и опаздывал.
Сестры Алисы тоже выведены в книжке — Попугайчик Лори (старшая сестра Лорина) и Орленок Эд (младшая Эдит). Сам автор — это птица Додо (он с детства заикался и часто произносил свою фамилию как До-до-доджсон).
Капитан Врунгель
Придумывая образ бравого Христофора Бонифатьевича, писатель Андрей Некрасов, который и сам был моряком, во многом вдохновлялся историями своего знакомого, капитана Андрея Вронского. В молодости тот всерьез планировал совершить кругосветное путешествие на яхте со своим другом Иваном Маном, но мечте не суждено было сбыться. Зато Вронский мастерски умел рассказывать истории — «травить байки».
Был у Врунгеля и второй прототип, Дмитрий Лухманов, известный мореплаватель, директор морского техникума в Ленинграде.
А вот Иван Ман, который впоследствии стал капитаном дальнего плавания, полярником, командовал судами в арктических и антарктических плаваниях, вдохновил писателя на образ помощника Лома.
Читайте также:
ТЕСТ! Любимые питомцы героев детских книг. Хорошо ли вы их помните?