Стихи, такие красивые и складные, совсем не желают запоминаться! Что делать ребенку и родителям? У нас есть идеи!
Учить стихи — это тоже навык. Чтобы найти тот способ, который больше подойдет ребенку, надо попробовать разные варианты и тренироваться.
Чего делать точно не надо
- Ждать, что маленький ребенок (детсадовец или первоклассник) волшебным образом возьмет и всё запомнит, стоит только прочитать строчки вслух пару раз.
- Нервничать и громко рассуждать, что ребенок какой-то не такой: не может выучить такой простой текст!
- Представлять будущий позор на утреннике или на уроке и пугать себя и ребенка. Все дети время от времени путаются, и в этом точно нет ничего страшного.
- Откладывать подготовку на последний момент. Это взрослому кажется: подумаешь, всего-то две строфы, что там учить-то? Лучше выделить на заучивание минимум 2 дня, а детсадовцу и все 3−4.
Скрытые трудности
В детских стихах, по идее, не должно быть ничего сложного. И все же них могут встречаться, например, трудные для произношения имена и названия, какие-то устаревшие понятия или просто слова, которые ребенок не встречал раньше и поэтому не улавливает смысл. Поговорите об этом.
Вот вроде простая строчка из стихов Зинаиды Александровой: «Из цветной пушистой байки малышам игрушки шьем». Понимает ли обычный современный ребенок, что такое байка? Вряд ли. Возможно, он не подозревает и о том, что игрушки вообще можно шить руками (если, конечно, дома этим никто не увлекается).
А вот пример из Агнии Барто: «Головой кивает слон, он слонихе шлет поклон». Что значит «слать поклон»? Сейчас так почти не говорят, обсудите это выражение.
Это самые обычные малышковые стихи, которые детсадовцы читают в самом юном возрасте. Что уж говорить о произведениях классиков, которые и вовсе писали не для детей, использовали сложные образы и метафоры.
5 способов, которые помогут выучить стихи
1. Сразу читайте с выражением
Когда в первый раз просто читаете стихи вслух, старайтесь делать это артистично, расставляя акценты, выстраивая верную интонацию. Это придаст фразам ясный смысл, создаст ритм и настроение, позволит увидеть логику повествования.
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!»
Сравните, какой вариант быстрее задержится в голове — тот, в котором льстивая лисица из басни Крылова говорит сладким голоском, или тот, где она монотонно бубнит?
2. Используйте воображение
Вместе прочитайте стихи вслух и проговорите, что вы при этом представляете:
«Вот моя деревня:
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой…»
Жанровую сценку из стихотворения Ивана Сурикова очень легко представить.
Как выглядит эта деревня? А какая сейчас погода? Солнечно? Воздух морозный? Какая крыша у родного дома? Главный герой похож на вашего ребенка? Что он чувствует и видит, когда скатывается на санках? Он хохочет или молчит?
Мы легче запоминаем то, что связано с какими-то эмоциями, цветами, звуками, ароматами — так наполняйте ими текст на странице.
3. Добавьте жесты
Не обязательно рубить воздух рукой, как драматический актер. Но выразительные жесты, движения помогут держать ритм, создадут ориентиры, смысловые опоры в тексте.
Этот способ наверняка пригодится, если ребенку не даются какие-то сложные моменты, он «спотыкается» на одном и том же месте. Придумайте движение, которое мысленно надо соединить со сложной фразой. Сначала можно делать его заметным, а затем про себя, только представляя.
4. Нарисуйте
«Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку».
В этих стихах повторяются одни и те же слова, их вполне можно изобразить, чтобы точно выучить в правильном порядке.
Можно нарисовать всю историю, как комикс. Или зарисовать ключевые моменты, используя принцип мнемотаблиц, то есть сделать схему стихотворения в картинках.
5. Поставьте сценку
Это удобно, когда в стихах есть сюжет, разные действующие лица. Возьмем несколько строк из Афанасия Фета:
«Кот поёт, глаза прищуря;
Мальчик дремлет на ковре.
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе».
Историю легко разыграть самим и с помощью игрушек. Бурю и ветер может изобразить тот, у кого получается свистеть и завывать лучше всех (можно устроить соревнование).
Главное правило: не требуйте, чтобы ребенок сразу выучил стихотворение набело. Не торопитесь, ему еще много раз придется учить наизусть длинные и сложные стихи. Постарайтесь сейчас поддержать и направить, чтобы в будущем заучивание не превратилось в мучение.
Читайте также:
Классные детские стихи: весело читать и легко учить