Говорят, дети сейчас растут эгоистичными, зацикленными только на себе. Как же развить у них способность лучше понимать других, сопереживать? А, может, это им и ни к чему? Психолог Светлана Филяева объяснит и посоветует хорошие книги в помощь родителям.
Эмпатия относится к очень важному социальному навыку, который нужен ребенку для построения коммуникаций и в семье, и в социуме, и с друзьями, и с воспитателями, и с педагогами, — со всем миром.
Зачем нужна эмпатия? Мы социальные существа, и общение осуществляем не только вербально, но и считывая эмоции друг друга, и опираясь на свои эмоции.
Это умение невероятно важно для выживания человека.
Первый эмпатичный контакт происходит у мамы с новорождённым. Ребенок до года сообщает о себе только мимикой, интонированием плача и лепета, жестами. И если у мамы развита эмпатия, тогда ребенок здоров и весел, успешно развивается. Если у мамы с этим сложности (например, она в депрессии), то страдает ребенок, и психологически, и физически.
Новорождённый, со своей стороны, устанавливает контакт с мамой. Он выделяет лицо, ищет зрительный контакт (об этом говорят последние исследования). Он учится привлекать внимание мамы и сообщать о своих потребностях.
Так что эмпатия, как способность чувствовать и понимать другого, работает для нас фактически с первого вздоха.
Способность понимать другого без слов, сочувствовать — основа благополучия ребенка. Благодаря ей в дальнейшем получится завести близкие эмоциональные отношения с людьми, дружить и любить, построить карьеру. Можно быть круглым отличником, но не чувствовать других людей, не понимать их желания, их отношения к тебе. Зацикленность на себе — тупиковый путь, залог неуспешной и несчастливой жизни, потому что мы все живём в социуме и не можем достичь чего-либо вне его.
Эмпатии не учат в садике или школе — это задача родителей.
В каком возрасте говорить об эмпатии?
Когда же вводить ребенка в мир эмоционального устройства, его собственного и человека вообще?
Эмпатии нужно учить с первых лет. Нет возраста, когда «вот он, момент настал, можем приступать».
Мы про это говорим с ребенком всегда. Когда держим на ручках, кормим, одеваем. До годика малыш не может понять слова, но выражение лица мамы, когда она плачет, устала, сердится, он считать может.
Мама так и проговаривает: «Я устала, мне грустно, плохие новости»
или: «Мне весело, я рада, потому что все болели две недели, а теперь все выздоровели. Как же хорошо пойти на первую прогулку всем вместе: светит солнышко, свежий воздух!»
Про это нужно говорить, вербализировать. Ребенок учится разговаривать, соединяет выражение лица мамы, ее дыхание, голос, интонации и речь.
Это первое что нужно делать!
С совсем маленьким понятно, а что дальше, когда ребёнок подрастает? Начинает ходить, говорить, играть?
Вот тут многие родители начинают повторять одну и ту же ошибку. Они не то что не помогают ребенку развивать эмпатию, но работают ровно в обратном направлении. Ребёнок всё время находится в фокусе внимания: «Ты замёрз? Хочешь есть? Писать? Хочешь банан? А яблоко? Кефир? Подожди, я подам, завяжу, закрою, донесу…».
Ребёнка приучают к тому, что он — объект заботы. Крайне важно фокусировать его взгляд и на других. На мама, папе, на братике, сестричке, бабушке, соседе, птичке, слонах и львах, которые живвут в Африке. Он не один в этом мире — и чувства, потребности, личные границы есть и у других.
Книги, которые помогут развить эмпатию
Для родителей книги — это очень хороший инструмент, как показать ребенку разные сценки из жизни. И расширить его представления о том, как устроен мир, кто живёт рядом с нами и что чувствует.
1. «Живи, гусеничка!». Это книжка-картинка для детей от 3 лет. Здесь девочка идёт с мамой в парикмахерскую стричься. Девочка недовольна. И вдруг замечает мохнатую гусеницу. (Всем нравятся котятки, щеночки, цыплятки. Но ребенку важно говорить о том, что есть много разных созданий, и они все важны. Видишь червяка — не нужно убегать или наступать на него).
Эмма греет гусеничку. Сначала ею двигает интерес и желание поиграть. Она на время оставляет ее в большом горшке с цветком и только в парикмахерской про неё вспоминает: а вдруг ее кто-то съел, вдруг она попала под машину? Здесь появляется уже ответственность. Эмма в слезах бежит за гусеничкой. Мама понимает, что это важно для дочери и советует сделать для гусеницы домик на улице.
Это большая тема. Ребенку надо напоминать о том, что есть кто-то меньше его, слабее, кому он может помочь, подарить тепло, любовь.
Вопросы к обсуждению: О каких животных ты можешь позаботиться? Как мы можем помочь кому-то на прогулке? (взять орехи, поставить поилочки для кошек) Как люди вообще помогают животным. И какие животные на планете сейчас особенно нуждаются в помощи? Можно поговорить о заповедниках.
2. «Как бабушка уменьшилась». Илюшу привезли к бабушке на пару недель. Он любил у нее бывать, ведь там уютно, пахнет пирогами. И сама бабушка Нина добрая и заботливая. У мальчика целый список желаний («Не хочу блинов! Сделай лучше булочек с корицей»), и бабушка выполняет все, трудится без остановки.
И вдруг бабушка стала уменьшаться, к вечеру еле могла дотянуться до дверной ручки. Тут внук впервые забеспокоился. На завтра она стала совсем крошкой — ей хватило ложки супа на обед. Илюша плохо спал, волновался, боялся: вдруг она исчезнет вообще? Он позвал соседку, которая посоветовала дать бабушке выспаться. Бабушка спала 2 дня. За это время Илюша переделал множество дел, хотя у него и не всё получалось. Бабушка выспалась и стала увеличиваться. А Илюша решил, что будет ей помогать и заботиться.
В этой истории очень важный посыл: мы сами не учим ребенка тому, что он не центр вселенной взрослых в семье. И в результате у детей очень часто к 6−7 годам формируется впечатление, что взрослый — это тот, кто обслуживает ребенка, должен интересоваться только им. Взрослый не имеет права на свое личное время, на отдых, своих друзей, посмотреть фильм. Ошибка, что и сами взрослые не сообщают, что они устали, хотят спать
Вопросы и задания: Нарисуй, какие дела по дому кто обычно делает в нашей семье? Что делает мама (бабушка, папа, дедушка)? И что делаешь ты? Нарисуй, как мама (бабушка, папа) любит отдыхать.
3. «Я — король?». Здесь разные короткие истории (для младших школьников), которые рассказывают дети. О дружбе, мечтах, о том, что важно для всех, хотя мы все чем-то и не похожи. Чем мы отличаемся? Мы можем быть разных национальностей, у нас может различаться одежда, еда, которая нам нравится. Даже имя для кого-то может звучать странно: сходу не произнесёшь и не запомнишь.
Очень важно поговорить с ребенком о том, каким скучным местом был бы наш мир, если бы все были одинаковыми или очень похожими. О том, почему нельзя обзывать человека за то, что у него другая национальность, непонятное имя или необычные вкусы, — это может быть обидно.
Вопросы и задания: Какие национальности ты знаешь? Какие страны ты знаешь? Где бы ты хотел побывать и почему? А где — нет и почему? Какие национальные блюда ты знаешь? (Национальная кухня — это вообще хороший и понятный ребенку пример того, как мы друг друга обогащаем).
4. «Лотта, или Как воспитать человеческую стаю». Собака Лотта появилась в семье неожиданно: мама не соглашалась брать животных, но потом случайно увидела в интернете фото щенка — и всё было решено! Детям было радостно, что животное появилось, но и сложно тоже: мама прощала Лотте то, за что могла отругать детей.
Эта книга помогает понять, что питомец — это не просто миленький щеночек, с которым можно обниматься и снимать ролики. Оказывается, это постоянный труд, забота, иногда даже жертвы. Лотта начинает менять и детей, и взрослых: новый опыт взаимодействия с собакой, делает их добрее, эмпатичнее, ответственнее. Например, собаке в книге нельзя было шоколад. Его прятали, но она его всё равно находила и потом попадала к ветеринару. На семейном совете решили, что теперь никто не будет есть шоколад, и дети согласились, потому что на тот момент Лотту они уже любили больше, чем шоколад.
Я советую заводить питомцев (со старшего дошкольного, младшего школьного возраста), они очень способствуют развитию эмоционального интеллекта, но ребёнка надо приучать к ответственности. И на это могут уйти месяцы. Частая ошибка родителей в этом случае: мама напоминает несколько раз, кричит, а потом всё делает сама (кормит, меняет подстилку, выгуливает). В итоге собака/морская свинка/рыбка так и не становится для ребенка тем, о ком надо заботится в любом настроении и в любую погоду.
Вопросы и задания: Нарисуй, какие питомцы могут жить в городской квартире? Какие животные раньше были дикими и как человек их приручал? (поищите вместе с ребенком информацию о том, как человек подружился с кошкой, собакой, лошадью) Чем они полезны, зачем нужны? Что они нам дарят (делают спокойнее, счастливее) и что они ждут взамен?
5. «Почему я смеюсь? Почему я боюсь?» Эта уже не художественная книжка, она непосредственно про эмоции.Что здесь ценно? Интересно, что обсуждается связь эмоций, переживаний и телесных ощущений. И задаются хорошие вопросы, которые можно с ребенком обсудить. Например: «Почему я чувствую отвращение при несправедливости? Плачут только девочки? (Спойлер: нет таких эмоций, которые могут чувствовать только девочки или мальчики). Почему желудок схватывает, когда я влюбляюсь?»
Полезно прочитать, вспомнить о своих ощущениях в похожих ситуациях. Что происходит с ногами, руками, животом, когда страшно, радостно, обидно?
Вопросы и задания:Нарисуй грусть, радость, страх. Поиграй в игру: изобразите друг другу разные эмоции и попробуйте угадать. Представь себе какое-нибудь расслабленное животное (спящую кошку, ленивца, ящерку). Попробуй побыть этим животным, прими такую же позу, повтори выражение мордочки — важно учить ребёнка расслабляться.
Читайте также:
Как разговаривать с ребёнком, чтобы он слышал и понимал. Советы психолога
Эмоции, дружба, общение: 7 книг, которые научат ребенка лучше понимать себя и других