Когда ребенок идет в школу, родители внимательно следят: удаются ли палочки-крючочки, а как дела с цифрами? Но самого первоклассника в первые дни, недели и даже месяцы больше всего может беспокоить вовсе не учеба. На что обратить внимание, рассказывает психолог Светлана Филяева.
Расскажу о 4 трудностях, — не всегда очевидных для родителей, — о которых часто говорят на консультациях дети.
1. «Учительница кричит»
Вы удивитесь, узнав, как часто это пугает, особенно высокочувствительных детей.
В половине случаев ребята пугаются настолько, что говорят: «Я в школу больше не пойду». (Обращу внимание, что речь идет вовсе о не домашних детях, которые никогда не ходили в секции или группы развития).
Надо разбираться, в чем дело. Ребенок опирается только на свой личный опыт, понимает ситуацию по-своему. Не забывайте, что он напуган, а потому способность рационально мыслить пропадает.
Попробуйте очень аккуратно прояснить ситуацию. Когда, при каких обстоятельствах учительница повышала голос? Что перед этим происходило?
По моему опыту, часто оказывается, что учительница не кричит от злости, а очень громко говорит, чтобы все ее услышали. В практике недавно был случай, когда девочка была очень напугана. Как мы выяснили, учительница выговаривала в классе мальчику за то, что тот ударил одноклассницу. Конечно, говорила она очень эмоционально, повысила голос. Но при этом не ругалась и не переходила на личности, а объясняла, что драться нельзя. Когда мы это проговорили и стало понятно, что учительница скорее распереживалась, чем разозлилась, девочка успокоилась и продолжила спокойно ходить на уроки.
Бывает и так, что ребенок попадает не к самому профессиональному педагогу. Важно слушать, что он рассказывает приходя из школы.
Учтите, что первокласснику трудно сформулировать и прямо сказать: «Учитель обозвал меня, оскорбил». Слушайте, как он говорит об учителе, о других детях. Очень часто ребенок пугается, когда при нем ругают, обзывают кого-то другого — страшно, что в следующий раз может «прилететь» и ему. Если ваш первоклассник упоминает (и не раз), что было очень жалко кого-то из одноклассников, то это может быть и признаком того, что что-то не так.
Еще один способ понять, что происходит, — предложить нарисовать день в школе и обсудить получившуюся картину: что это за сценка, что делает учитель, чем заняты одноклассники.
Можно сказать ребенку примерно так: «У тебя будет много новых знакомых — учителей и ровесников. У учителей может быть разное настроение, разные голоса. Иногда педагог говорит громко, просто чтобы все его услышали.
Но если взрослый человек говорит тебе или другому обидные слова, обязательно расскажи. Если тебе кого-то стало очень жалко на уроке, тоже расскажи мне".
2. Посещение туалета
Есть дети застенчивые, они стесняются и не понимают, как поднять руку на уроке и попроситься выйти. Терпят, и это, бывает, заканчивается не очень хорошо. Поэтому важно проговорить, отрепетировать, как ты ходишь в туалет в школе, как нужно отпроситься.
Какие тут еще трудности?
- В некоторых школах туалеты без дверей, замков и туда может зайти кто угодно. Ребенку неловко и непонятно, как быть. Выясните, какая ситуация с этим в вашей школе, проговорите, что можно сделать (уходить в дальнюю кабинку, закрывать дверь на сложенную салфетку).
- Иногда дети в принципе забывают, где находится туалет, а спросить стесняются. — Подойдите к двери вместе и убедитесь, что запомнил.
- Человек может разыграться на переменке и забыть, что хотел в туалет, — вспоминает через минуту после начала урока. — Ничего страшного: поднимаешь руку и идешь.
- Ребенок в принципе не любит ходить в туалет в общественных местах, брезгливый. — Давайте с собой антибактериальные салфетки, санитайзер.
И постарайтесь организовать утро так, чтобы у вашего первоклассника было достаточно времени на все гигиенические процедуры дома.
Обязательно обсудите и план «Б»: если ты описался, что делать? Такое бывает с первоклассниками и довольно часто.
Что делать? Например: потихоньку сказать учителю, позвонить маме, переодеться (возможно, первое время стоит давать с собой какую-то сменную одежду). И обязательно скажите, что в этом нет ничего страшного. Любой из нас за свою жизнь попадал в какую-то неприятную гигиеническую ситуацию, и в этом нет ничего страшного.
3. Еда в школе
Школьная столовая и новые правила могут смутить и тех, кто несколько лет ходил в садик, и тех, кто обычно не капризничает за столом. Ребенок не успевает поесть, не понимает, что может купить в буфете. А если в суматохе толкнули и булочка упала на пол, что теперь делать? В итоге ходит голодным: и какая тут учеба?
С чем могут быть проблемы?
- На завтраки-обеды дают мало времени — одну перемену. Ребенок еще не перестроился мысленно с урока, а тут надо за несколько минут съесть всё, что на тарелке. Или он вообще та еще копуша за столом. Если он привык есть медленно, обязательно обсудите, что в школьной столовой нет времени смотреть по сторонам: все дружно сели и поели, а поговорили потом.
- Дают те продукты, которые он вообще не ест (речь не об аллергии, а о нелюбимых видах пищи). Или готовят их, сервируют непривычным образом. Есть дети, которые пьют только воду, а в школе на завтраки дают чай или какао (еще и очень сладкие). Давайте с собой контейнер с чистой водой, вместе найдите, где в школе стоит кулер, и убедитесь, что ребенок понимает, как самому налить стаканчик. Ланчбокс с полезным и любимым перекусом (брусочками овощей, злаковым батончиком или сухофруктами) тоже не повредит.
Заранее обсудите: если пролил-опрокинул что-то в буфете — это не страшно, не катастрофа, просто позови учительницу.
Родителям советую зайти в буфет и посмотреть, что там продают. И, если есть возможность, проверить, какие покупки ребенок оплачивает картой. Если там сплошные мармеладки и зефир, то потребуется разговор. И ланчбокс тоже.
4. Общение в классе
Это крайне важная тема — как завести друзей. Ребенку для принятия себя, ощущения своей успешности очень важно найти свое место в классе.
Родители обычно интересуются учебой: что проходили, как дела с прописями и клеточками, кого похвалили. Но дети на консультациях чаще всего говорят об общении. Это фундамент в том числе и успеваемости ребенка — обретение друзей, комфортная атмосфера. Как быть, если не получилось в первые же дни с кем-то подружиться? Класс начинает разбиваться на какие-то группки, а ребенок вроде бы не входит ни в одну?
На самом деле все может пойти по разным сценариям. Дело в том, что в классе может и правда не оказаться близких людей, с которыми можно подружиться.
Скажите: будет здорово, если ты найдешь друзей. А если не найдешь, то могут быть и просто хорошие знакомые, приятели. Ведь класс — это люди, которые собраны в одном месте вообще не по вашему выбору, а по территориальному признаку, по прописке. Поэтому не у всех случаются друзья в школе, и это не должно быть для родителя проблемой («класс плохой» или «ты сам виноват, потому что вечно сидишь в углу»). Если не будет друзей в школе, они будут в других местах — в художке, танцевальном кружке, в летнем лагере.
Но рассказать о том, как заводить друзей, надо.
Первые советы, которые можете дать:
1. Если к тебе никто не подходит, подойти сам или сама.
2. Расскажи этому мальчику или девочке, какой мультик смотришь или в какую игру играешь или про свое увлечение.
3. Предложи активность. Можно взять в школу простую настолку, придумать свою игру, принести из дома игрушку, книжку, комикс, альбом со своими рисунками — показать и поиграть-порисовать сместе.
Читайте также: